Как никогда вовремя прочитала я "Нетерпение сердца". Стефана Цвейга я читала раньше на немецком и ценила не только за хорошо показанную историю и человеческие проблемы, но и за прекрасный, прекрасный язык. В этот раз в переводе Н.И. Бунина русский текст звучал так же хорошо; но поднятая проблема берет на себя все внимание.
Цвейг пишет о сострадании и ответственности, по сути о моей любимой концепции "добрый, но справедливый". Несколько персонажей раскрывают вопрос - что такое доброта. Очень часто общество считает добрыми тех, кто как бы внешне добр. Кто сочувствует каждый раз, качает головой, ободряюще хлопает по плечу. Но слишком часто за внешним скрывается дальнейшее нежелание брать на себя решение проблемы, погрузиться в нее, принять на себя часть, принять решение и при этом еще и жить своей жизнью. Поверхностное сострадание создано не для того человека, по отношению к которому оно возникает, но для того, кто его чувствует. По сути, это то же безразличие, но красиво оформленное.
Однажды Т. должны были делать операцию средней тяжести. Она посетила двух врачей. Один из них был обходителен до крайности; он поцеловал Т. руку, долго ее слушал, сопереживал, называл ее "лапочка", рассказывал о том, что все будет хорошо. Второй врач руки не целовал, говорил о болезни, сдержанно ("грубо!" - потом возмущалась Т.) рассказал ей о всех плюсах и минусах лечения, и о том, что после операции ей нужно будет самостоятельно выполнять опеределенные процедуры. Т. выбрала первого врача - ведь у него все хорошо. Он сделал операцию плохо, а потом уехал на симпозиум. В этой реальной истории никто не умер; в книге же смерть была. Таких историй очень и очень много; но кто делает из них выводы?..
Часто тех, кто добр внутри, а снаружи справедлив, мы не воспринимаем, хотя на самом деле их нужно бережно искать.
Цитата:
Есть два рода сострадания. Одно - малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание - истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их.
суббота, 2 мая 2009 г.
книга : Стефан Цвейг "Нетерпение сердца"
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий