воскресенье, 12 апреля 2009 г.

Страстная неделя. История Народные обряды и обычаи Страстной недели



От немоты к мятущейся браваде

раздумий миг идет.

О, как тосклив в своей усладе

отверстый рот!

Мольбы тщета?-О, вознесется! -

на небеса.

За каплей каплею прольется

на волоса.

Не возбрани, Пресветлый Боже,

за слабость муз.

За то, что я тебя моложе.

За боль и грусть.

Святою влагой окропиться,

Великий, дай.

И дерзновенно помолиться -

Не опечаль!

Инга Марс

Последняя, седьмая неделя Великого Поста - Страстная, Святая, Великая - включает шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью. Все дни на Страстной седмице называются Великими. А вся неделя - Страстной: неделя, когда Христос был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и воскрес.

Вечер Вербного Воскресения

День подходит к концу, тишина,

Застывает в молчанье природа

Я предчувствием тяжким полна,

Я как будто стою возле брода.

Через черный и страшный поток

Мне сейчас предстоит перебраться

Сердце замерло, сжалось в комок.

Почему же, чего мне бояться?

Ведь уже наступает весна,

Снег растаял и вербы проснулись,

После долгого зимнего сна

Пуховичками нам улыбнулись.

И Пасхальная радость близка,

Но еще впереди вся Страстная

С ее горем потери Христа,

С Ним - надежды вкусить радость рая.

Помоги мне, Господь, помоги,

Помоги мне душой укрепиться,

Пережить эти тяжкие дни

Припадая в слезах к Плащанице.

Евгения Краснова

В эти дни перед верующими проходит вся жизнь Христа и все его учение: в Великий понедельник православные вспоминают бесплодную смоковницу, иссохшую до корня, как образ человека, погибающего в нераскаянии.

Великий Понедельник

Строго смотрят лики на иконах

И Великий Пост идет к концу

Я с душой, молитвой осененной

Припаду к Создателю Творцу.

Помоги мне, Господи, помилуй,

Пережить всю боль последних дней,

Поддержи слабеющие силы,

В грудь, как в мехи, радость веры влей.

Не оставь смоковницей бесплодной

Засыхать на жизненном пути,

И в душе моей такой холодной

Дай плодам молитвы прорасти.

Евгения Краснова

В Великий вторник - притчи Иисуса Христа о десяти девах, о талантах, о Страшном Суде. Они напоминают нам о необходимости всегда быть готовыми к встрече с Господом, проявлять смелость и изобретательность на путях добра, не унывать.

В Великую среду вспоминают о женщине, помазавшей Спасителя миром (греч. - благовонное масло; состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания).

В Великий четверг- богослужения посвящены Тайной Вечере -последней праздничной трапезе, которую провел Христос со своими учениками. Иисус сел с двенадцатью учениками за стол и сказал им: "Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием".

Николай Николаевич Ге "Тайная вечеря"

Богослужение этого дня также посвящено молению Спасителя в саду Гефсиманском, куда после Тайной Вечери Иисус Христос пришел со своими учениками; вспоминается и взятие Спасителя стражей, происшедшее вследствие предательства Иуды.

Христос молился... Гефсиманский сад

К Его лицу клонил свои оливы.

А за холмами угасал закат.

И Он подумал: "Боже, как красиво!".

Христос стоял вблизи учеников,

А между ними - горькое молчанье.

А с неба наклонился звездный Ковш,

Как будто мог он вычерпать печаль их.

Он говорил: "Душамоя скорбит смертельно..."

И просил: "Побудьте рядом".

Своих сомнений и своих обид

Он в эту ночь ни от кого не прятал.

И о себе все зная наперед,

В душе своей не ощущал Он страха.

Не содрогнулся, слыша, как идет,

Гремя оружьем, медленная стража.

И Он сказал: "Зачем же на меня

Идете вы с колами и мечами ?

Я не разбойник среди бела дня... "-

Но те хранили гнусное молчанье.

Дорога шла сквозь злобу и сквозь ложь.

Свое страданье выдавал Он взглядом.

И месяц плыл над Гефсиманским садом,

Как занесенный над землею нож.

Андрей Дементьев. "Гефсиманский сад"

Николай Николаевич Ге "В Гефсиманском саду"

В Великую пятницу вспоминаются страдания Иисуса Христа: суд и осуждение, его распятие, страдания и сама смерть на кресте.

В третьем часу дня совершается вечерня, во время которой присутствующие сопереживают крестную смерть Спасителя, снятие тела Христова со креста и погребение его.Пришедшие в храм в этот день задумываются о главном: не бываем ли мы похожи на тех, кто предал Христа на распятие? Не ищем ли всюду врагов, не жаждем ли осудить еретиков и "неблагонадежных"? Не поступаем ли против совести и милосердия, добиваясь успешной карьеры либо иных благ?

Великая Пятница

Наступил самый страшный в году,

Самый мрачный и тяжкий из дней.

Наш Господь пребывает в гробу,

Что же может быть в жизни страшней?

Словно солнце навеки зашло,

Словно вдруг к нам вернулась зима,

Расползлось по земле тучей зло,

Содрогнулась природа сама.

Пребывает в молчании плоть,

Да и что сейчас можно сказать!?

Остается в груди только боль,

Остается рыдать и рыдать.

Но я знаю, что Свет недалек,

Вот чуть-чуть мне еще дотерпеть,

Выпить горя последний глоток

И - воскресшего Бога узреть!

Евгения Краснова

Николай Николаевич Ге "Голгофа"

В Великую субботу (суббота покоя) вспоминают пребывание Спасителя телом во гробе и его сошествие душою в ад. Во время литургии Великой субботы священнослужители переоблачаются из темных траурных одеяний в светлые. Начинается ожидание праздника. Весь день до вечера освящается особая пасхальная снедь: куличи, пасхи, яйца. В двенадцатом часу ночи совершается полуночница, а ровно в полночь, при трезвоне колоколов - крестный ход вокруг храма. Начинается Светлая Заутреня, во время которой собравшиеся почтить Воскресение Христово приветствуют друг друга радостными восклицаниями: "Христос воскрес!".

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Широко отверзлись двери рая:

Пасха всечестная к нам пришла!

И Христа воскресшего встречая,

Засияли ярче купола.

Царские врата открыты настежь,

Весело звонят колокола,

И душа поет, поет от счастья,

Благодать с небес до нас дошла.

И какие радостные лица -

В каждом вижу образ я Христа,

Хочется любить всех и молиться,

Чтоб продлилась эта красота.

Солнце не заходит всю седмицу,

И слетают ангелы с небес

С нами общим счастьем поделиться

И свидетельством: Христос воскрес!

Евгения Краснова

Воскресение Христово Александр Кузнецов, 1898 г.

Всю Страстную неделю полагается для верующих особенно строгий пост (прежде всего, это касается пятницы), запрет на любые развлечения и праздное времяпровождение, посвящение себя делам благотворительности и милосердия.

Народные обряды и обычаи Страстной недели

В основном народные обряды и обычаи Страстной недели связаны с Великим четвергом, но не только.

С понедельника на Страстной - или, как говорили в народе, Страшной, - неделе все начинали приводить в порядок себя и свой дом, готовясь ко встрече Пасхи.

Известно, что во вторник Страстной недели делали "соченое молоко": рано поутру, еще до рассвета, сметают по закромам конопляное и льняное семя, перемешивают, толкут в ступе и разводят водою. Домашнюю скотину хорошо поить таким молоком для убережения от всяких болезней, но и лечение, и приготовление пойла должны быть совершены ранней зорькою и втайне от мужчин. Если скотина не пьет молока, значит, быть худу: на нее каким-нибудь злым человеком напущена порча - и на весь ее приплод.

В страстную среду скотину обливают на дворе водою, натаянной из снега, собранного по оврагам и посоленного прошлогоднею "четверговой солью". Эта вода предохраняет двор от всякого напуска на весь год.

Вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.

Великий четверг сосредоточил вокруг себя огромное число поверий, примет, обрядов. Страстной четверг в народе называют ч и с т ы м. В этот день все моют, чистят, убирают, готовят свой дом к празднику. После четверга вплоть до светлого праздника Пасхи мести пол не принято. Все должно быть убрано в четверг. Главное в этот день - умывание, обливание, купание. В старину девушки и юноши ходили на речку ровно в полночь, чтобы умыться или искупаться в холодной воде. Верили, что в полночь этого дня наступает весна и приносит с собой красоту и здоровье. А если купались дома, приносили воду до первого луча солнца и бросали туда золото и серебро - чтобы быть богатым и здоровым.

В Великий Четверг советовали постригатъ в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь считалось грехом), а девушкам - кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия.

Существовал также обычай выжигать свечой кресты на дверях и потолках, чтобы уберечь дом от нашествия нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами: считалосъ, что они обладают целебной силой. С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи. С ним были связаны и погодные приметы: если шел дождь, весна будет поздней и мокрой.

Обязательным было мытье в бане.

Сугубо великочетверговым делом являлось приготовление "четверговой соли". Обычную крупную соль завертывали в тряпочку и перепекали в печи, иногда - с квасной гущей. Можно это сделать в чугунной сковородке. Пережженную соль толкут и просеивают. По преданию, соль, приготовленная в это время, обладает целебными свойствами и употребляется в домашнем лечении как лекарство для людей и скота. Эту соль подавали к столу в Пасху.

Одна из самых старых традиций Великого четверга - заклятие мороза. Из овсяной муки приготавливали ритуальный кисель, часть которого съедали в страстной четверг, часть оставляли на Пасху. На Пасху им разговлялись раньше кулича. Хозяин дома, вынося остатки киселя на улицу или раскрыв окно, произносил: "Мороз, мороз, поди к нам кисель с молоком хлебать, чтоб тебе наше жито в поле сберегать, градом не бить, червем не точить и всему бы в поле целу быть".

Множество обрядов Великого четверга связано с желанием очистить дом, двор, огород "от грязи, накопившейся за зиму, от нечисти, затаившейся в углах, предупредить болезни и другие напасти". На заре многие проводили окуривание, сжигая можжевельник в избе. Прогоняли через дымящийся можжевельник скотину и перешагивали сами.

Чтобы волосы были густые и длинные, девушки подстригают кончики своих кос. Первый раз советуют подстригать волосы и годовалому ребенку именно в этот день.

Выносили мыло на улицу на ночь, это мыло делало лицо особо чистым и здоровым.

Верили, что печная зола со страстного четверга, пятницы и субботы охраняет капусту от червя. Считали: "Кто в Великий четверток легко и рано встает, встает рано во весь год". Была на этот день и такая примета: "Если в Великий четверток холодно, то весна холодна до седьмой недели; если дождь - мокрая".

Многие обряды Страстной недели выглядят сейчас совсем архаичными, но еще в начале века они были чрезвычайно распространены в России. На Страстной неделе угощали водяного. Происходило это так. Рыбаки сбрасывались и покупали старую клячу - без торгу, за первую спрошенную цену, чтобы показать: для угощения такой важной особы ничего не жаль!. Трое суток лошадь откармливали коноплей, жмыхом и хлебом. В последний вечер мазали ей голову соленым медом, а гриву убирали мелкими красивыми ленточками. Перед самым "угощением" спутывали лошади ноги веревками и надевали жернов на шею. Наступает полночь. Лошадь ведут к реке. Большое несчастье, если речной воевода не жалует угощение: лошадь не тонет. Водяной всю зиму лежит на речном дне и спит глубоким сном. К весне, изрядно проголодавшись, он просыпается и начинает ломать лед и до смерти мучить рыбу назло рыбакам. Но если примет угощение, делается покладистым, сговорчивым, стережет рыбу, гонит ее в невода, переманивает из других рек, спасает рыбаков. Говорят, три дня и три ночи ждет речной владыка угощение на Страстной неделе. Не дождавшись, передушит всю рыбу в реке, а затем покинет ее навеки.

Еще в конце прошлого века в Вятской губернии происходило следующее: в Великий четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежит со старым горшком в руке на огород и опрокидывает горшок на пол; горшок остается опрокинутым на полу в течение всего лета - он предохраняет кур от хищной птицы.

А в глухих костромских деревнях для защиты дома девушка до солнца садилась на помело, распускала волосы и в одной рубахе, без пояса, объезжала дом с постройками. Подъехав к окну, обращалась к матери: "Тетка Зина, скотина дома?" - "Дома!". Благословляла. И так -три раза. Может быть, этот забавный обряд заинтересует наших современниц. Незабываемое было бы зрелище!

Бытовали и такие поговорки да приметы. Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет. Какова погода в чистый четверток, такова и в Вознесенье. В Великий четверток полнолуние - весной большая вода. В Великий четверток мороз, так и под кустом овес. Коли в чистый четверток горячие свечи донесены от стояния домой, то будет урожай яровой пшеницы. В Великий четверток парят кринки можжевелом, чтоб был хороший верх (устой, сливки).

Начиная с четверга страстной недели, шла подготовка к празднику Пасхи. Покупали муку, яйца, творог, телятину и другие продукты. Готовили пасхи и куличи, запекали окорок, жарили телятину. Рыбные блюда вообще не готовили. Все должно быть готово к вечеру субботы, когда кулич, пасху и яйца несут святить.

Страстная Пятница - день самого строгого поста - особено почитался в народе. Он предварял Великую Субботу, когда принято было заклинать утренники (утрение морозы). Всю Страстную неделю, по языческой традиции, на высоких пригорках жгли костры в честь бога огня Перуна. Другой языческой традицией было ограждение полей от злого духа. Парни и девушки с зажженными лучинами в руках, а некоторые - с метлами, кнутами, начинали с дикими криками верхом на лошадях скакать по деревне из одного конца в другой: считалось, что это должно отпугнуть злых духов.

Итак, наступал последний, седьмой день Страстной недели - Светлое Христово Воскресение. По обычаю, в этот день с утра зажигали перед церквами и по холмам костры, что также связано с языческой традицией празднования победы света над тьмой и весеннего тепла - над зимней стужей. В деревнях на Святую ночь перед Пасхальным воскресеньем жгут смоляные бочки, а уголья от них собирают и после кладут эти уголья под крышу: считается, что это ограждает дом от удара молнии.

Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола, люди крестились и трижды приговаривали:

"Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь".

После пения в церквах: "Христос воскресе", - принято было стрелять в воздух холостыми зарядами из ружей, что также символизировало победу над тьмой и смертью. Если в Пасхальную ночь зачерпнуть воды из родника или реки, то, по народному поверью, она будет обладать особенной силой.

Если в доме кто-то находится при смерти, то в церкви в Пасхальное воскресенье нужно было постараться взять пасхальное яйцо из рук батюшки. Уходя из церкви, надо подойти к иконе Богородицы и позвать ее с собой: "Матушка Богородица, идем со мной ко мне домой. С нами ночевать, раба (имя больного) врачевать". Дома нужно было хотя бы часть принесенного яйца скормить больному. Тогда, по народному поверью, он в этот год не умрет.

Есть и другое, не менее интересное поверье: если на утренней службе в Пасхальное воскресенье встать в углу церкви, держа в левой руке серебряную монету, и на первое приветствие священника "Христос воскресе" вместо "Воистину воскресе" произнести: "Антмоз маго", - монета получит чудодейственную силу и не только возвратится к хозяину, но и принесет ему много денег.

Комментариев нет:

Отправить комментарий