Коко Шанель
Габрие́ль Бонер Шане́ль (фр. Gabrielle Bonheur Chanel), прозванная Коко Шанель (19 августа 1883 10 января 1971), была ведущим французским кутюрье, чей модернизм, вдохновленность мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из нее, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX-го столетия. Шанель принесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое черное платье. Влияние Коко на высокую моду было настолько сильным, что ее единственную из истории моды журнал "Тайм" внес в список ста самых влиятельных людей XX века.
Биография
Родилась в Сомюре в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет в 1893 в Оверни.Габриель была второй дочкой коммивояжера Альберта Шанеля и Жанны Деволью. Поскольку семья Коко была небогатой, она была рождена в доме для престарелых. Работники этого заведения не отличались грамотностью, и когда один из работников Франсуа Пойту (François Poitu), не знал как записывается Шанель (Chanel), он, сделав ошибку, записывает девочку как Chasnel.
Мать умерла, когда Габриель было двенадцать лет, позже ее отец оставил ее и ее четырех родных братьев и сестер; дети Шанель были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте. В 18 лет Габриель устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Любимыми песнями девушки были "Ko Ko Ri Ko" и "Qui qua vu Coco", за что ей и дали прозвище Коко. Габриель не преуспела в качестве певицы, однако во время одного из ее выступлений офицер Этьен Бальзан (Etienne Balsan) был очарован ею. Она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Капелю (Arthur Capel). После связей с щедрыми богатыми мужчинами она была в состоянии открыть магазин в Париже в 1910, продавая дамские шляпы, и в течение года дом моды переместился на улицу Камбон (Cambon), где и находится по сей день, как раз напротив отеля Риц.
Дом моды
В 1912 году Коко открыла свой первый Дом моды в Довиле, но Первая мировая война прервала ее деятельность. В 1919 году Шанель открыла Дом моды в Париже на улице Камбон. К этому времени у Шанель уже были клиенты во всем мире. Многие носили ее фланелевые блейзеры, юбки свободного покроя, длинные свитера из джерси, матроски и знаменитый костюм (юбка + жакет). Сама Коко сделала себе короткую как стукачка стрижку, носила маленькие шляпки и солнечные очки.
Малнькое черное платье и духи Chanel 5.
В 1921 году появились знаменитые духи "Chanel 5". Их авторство, однако, принадлежит русскому парфюмеру-эмигранту Эрнесту Бо. До Шанель женские духи не обладали сложными запахами. Это были моноароматы. Шанель выступила новатором, предложив женщинам первый синтезированный парфюм, не повторяющий запах какого-нибудь одного цветка.
Коко Шанель также популяризировала маленькое черное платье, которое можно было носить в течение дня и вечера в зависимости от того, как оно дополнено аксессуарами. В 1926 году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности "маленькое черное платье" к автомобилю "Ford".
Маленькое черное платье - история создания.
В 1926 году незабвенная модница Коко Шанель сделала маленькое черное платье хитом парижской моды - на многие десятилетия вперед. В очень похожие черные платья одевались и служанки, и знатные дамы, разве что украшения были разные.
Говорят, что изначально Коко Шанель одела на себя маленькое черное платье в память о погибшем возлюбленном возлюбленном, благодаря помощи которого она основала свою империю самой модной женской одежды в мире. Этот возлюбленный буквально спас Коко Шанель от голодной нищеты, пролил любовный бальзам на раны разбитого ее первой несчастной любовью сердца, сделал ей предложение руки и сердца, но...
Но она из ложной гордыни отказалась выйти замуж за успешного и без памяти влюбленного в нее бизнесмена, который потом прошел целым и невредимым через все тяготы Первой Мировой войны, вернулся обратно к Коко Шанель, но... Потом изменил ей с другой женщиной, т.к. Коко Шанель была вечно занята своей работой, модными показами. Когда Коко Шанель узнала об измене любимого мужчины, она пережила предательство мужчины во второй раз.
А он... Он понял свою ошибку, раскаялся в ней, раздумал жениться на той, другой, сказал, что хочет быть вместе только с Коко. И они были бы вместе, наверное, бы поженились, и были бы счастливы если бы не несчастный случай. Мужчина, который прошел через Первую Мировую войну целым и невредимым, погиб в нелепой автокатострофе в мирное время как раз тогда, когда направлялся к своей самой любимой женщине.
Теперь Вы понимаете, в каких чувствах Коко Шанель изобрела легендарное маленькое черное платьице? По словам самой Шанель, когда она сшила и одела на себя пресловутое черное платье, она не думала о моде вообще она была целиком поглощена своим горем потерей мужчины, который любил ее по-настоящему и которого по-настоящему любила она сама, единственного мужчины, которому она была чем-то обязана в своей жизни.
В процессе модной эволюции к маленькому черному платью добавилась нитка жемчуга, и оно трансформировалось в лучший вариант платья, которое в равной мере подходит и для работы, и для приема гостей, и для коктейля.
Черное платье, очень простое, выглядит великолепно с любыми аксессуарами и украшениями, поэтому возможно создание многих вариантов этого изысканно гениального в своей простоте наряда.
В классическом варианте длина маленького черного платья - чуть ниже колен, простой скромный вырез, узкие длинные рукава.
Коко Шанель считала, что, если в гардеробе у женщины есть маленькое черное платье, то она всегда сможет быть хорошо одета.
Маленькое черное платье требует особого макияжа, подчеркивающего женственность. Мягкая полупрозрачная помада, легкие тени,тушь. Сила, страсть и грациозность и нежность - одновременно. Маленькое черное платье это в первую очередь платье, привлекающее внимание к лицу, глазам, улыбке той, которая в него одета.
Возрождение популярности маленького черного платья произошло после съемок фильма "Завтрак у Тиффани", когда для Одри Хепберн, игравшей главную роль, Юбер Живанши создал несколько таких черных платьев, но разного покроя. Современные дизайнеры часто возвращаются к идее маленького черного платья, интерпретируя ее в своих коллекциях с учетом самых последних модных направлений.
Маленькое скромное черное платье остается и сегодня эталоном стиля. Любой женщине нравится быть загадочной, сексуальной - и оригинальной каждый раз, одевая одно и то же платье. Оно гармонично смотрится с любой укладкой, стрижкой. Но лучше всего, конечно, к маленькому черному платью идет благородная высокая прическа из длинных волос.
Сегодня черное платье может быть с длинным рукавом или вовсе без него, возможна длина выше колена и смещенная линия талии. Его можно носить без аксессуаров или сочетать с яркими чулками, украшениями и сумочкой. Лишь три вещи остались обязательными спутниками маленького черного платья: чулки, маленькая сумочка классической формы и туфли-лодочки.
Что касается типа женщин, которым больше всего идет маленькое черное платье, то тут мнения разошлись. Часть его поклонников, предпочитающих классический вариант покроя, считают, что маленькое черное платье идеально подходит только женщинам с совершенной фигурой. Другая часть поклонников платьев черного цвета и маленького размера считает, что практически не бывает женщин, для которых нельзя было бы подобрать свою модель маленького черного платья. Думается, что правы и те, и другие. Любая женщина сможет выбрать свое идеальное черное платье, используя идеи современных дизайнеров.
Стиль маленького черного платья - сдержанность и подчеркнуто яркая индивидуальность одновременно. Если в характере женщины это есть, она обязательно найдет свое маленькое черное платье, которое станет достойным фоном для ее красоты и хорошего вкуса.
Chanel № 5.
Что касается Габриель Шанель, то из своей монастырской юности она вынесла особое пристрастие лишь к одному запаху - запаху чистоты, тщательно вымытого тела. Она не любила традиционные цветочные запахи, считая их приметой буржуазного стиля. Кроме того, ей не нравилась манера обильно душиться, типичная для начала века. Неумеренное потребление духов было во многом вынужденным, поскольку большинство ароматов было нестойким и быстро выдыхалось. Зато дочь бродячего коробейника была сильна в другом - она обладала коммерческим чутьём и врождённой предприимчивостью.
Новаторское мышление Шанель нашло опору в последних научных разработках того времени. К 1920 году в парфюмерии уже применялся синтетический мускус в качестве фиксаторов композиции. Использование фиксаторов позволило дозировать потребление: сильно душиться стало попросту ненужным.
Но главной технологической новинкой, использованной Шанель, были альдегиды - синтетические вещества, полученные в результате восстановления жирных кислот. Работать с ними было трудно и непривычно: они отпугивали парфюмеров своим резким и неприятным запахом и вдобавок эти летучие соединения было трудно закрепить. Воспользоваться этими еще неапробированными новинками мог только очень опытный парфюмер. Им оказался эмигрант из России Эрнест Бо, до этого работавший в фирме "Ралле".
Творческая смелость Эрнеста Бо позволила совершить полный переворот в парфюмерии: альдегиды придавали композиции абстрактный характер. Духи с узнаваемым запахом были заменены на сложный, неопределенный аромат, в котором самый опытный "нос" не мог вычленить главные компоненты.
Абстрактный оттенок аромата можно сравнить по эстетическому эффекту с абстракционизмом в искусстве. Отказ от принципов фигуративности в живописи В. Кандинского и П. Мондриана, К. Малевича и Ж. Миро сопоставим с отказом от узнаваемых запахов в композиции духов. Это был сугубо современный подход. Ставка на новые технологии, в данном случае - использование альдегидов, повлекла за собой авангардную эстетику Chanel №5. Суть ее заключалась в отказе от подражания природе, а "антиприродность", в свою очередь, делала необязательным узнавание.
Существует легенда, что, экспериментируя с неустойчивыми альдегидами, Эрнест Бо, сам того не желая, немного нарушил пропорцию и окончательный вариант был получен в результате счастливого случая. Но этой легенде противоречит документально засвидетельствованная история о том, как Эрнест Бо предоставил Шанель несколько проб и она выбрала одну, считая пятый номер для себя благоприятным. Как видим, "счастливый случай" был, во-первых, одной из двадцати четырех разработок парфюмера и, во-вторых, был сознательно отобран на последнем этапе самой Шанель.
Вплоть до появления Chanel №5 названия духов сосредотачивались вокруг двух основных тем, связанных с чувственностью: цветы и любовь. Сухое цифровое название первых духов Шанель и простой квадратный флакон идеально отвечали духу конструктивизма, влиятельного течения в первые декады XX века. Конструктивизм выводит на первый план функциональную геометрию формы. Влияние конструктивизма ощутимо не только в цифровом названии, но и в форме флакона. Это один из первых образцов классики XX века, и не случайно сейчас флакон Chanel №5 выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Отсутствие декоративных элементов, лаконичный прямоугольный контур стеклянного флакона, строгая белая этикетка, удлиненная прозрачная крышка - все выражало любовь к геометрии и функциональности. Флакон как бы растворялся в световых лучах, указывая на содержимое - драгоценную ароматическую жидкость.
Очистив флакон от лишних украшений, Шанель нарушила весьма существенные условности в сложившейся эстетике духов. По замыслу дизайнеров, прямоугольный контур флакона содержал скрытую аллюзию на прямоугольные очертания знаменитой Вандомской площади в Париже. Но для современников подобная строгая форма флакона для дамских духов была непривычной, поскольку строгий прямоугольник однозначно ассоциировался с мужскими одеколонами: женские флакончики традиционно делались в более фантазийном стиле.
Однако Шанель было не впервой нарушать тендерные условности: она одна из первых женщин начала носить в публичных местах брюки; шокировала всех, появившись в оперном театре с короткой стрижкой (чему потом все бросились подражать). "Узурпация" мужской формы флакона шла в полном соответствии с другими ее дизайнерскими разработками: платьями из джерси, смоделированными по английским мужским пуловерам, удобными комплектами из трикотажа в спортивном стиле. Можно без особых натяжек сказать, что Chanel №5 - парфюмерный аналог "маленького черного платья": тот же универсальный минимализм и чистый контур, обеспечивающие постоянную востребованность стиля.
Сейчас духи Chanel №5 по-прежнему имеют много поклонниц, в основном среди пожилых богатых дам, которые помнят еще эпоху расцвета Дома Шанель и саму великую Мадемуазель.
Продолжение биографии.
Несмотря на огромный успех моделей Шанель, в 1939 году Коко закрыла все бутики и дом моды, потому что началась Вторая мировая война. Многие кутюрье покинули страну, но Коко осталась в Париже. После окончания войны она уехала в Швейцарию, где ухаживала за больным туберкулезом и язвой желудка Вальтером Шелленбергом. Вместе с Шелленбергом, который по состоянию здоровья не мог жить в холодном климате, она путешествовала по югу Европы, пока смерть не настигла Шелленберга в Италии.
Возвращение в мир моды
В 1954 году 71-летняя Габриель вернулась в мир моды и представила свою новую коллекцию. Однако былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона. Коко усовершенствовала свои классические модели, и в результате самые богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Костюм «от Шанель» стал символом статуса нового поколения: изготовленный из твида, с узкой юбкой, жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами. Также Коко вновь представила дамские сумочки, ювелирные изделия и обувь, которые впоследствии имели ошеломительный успех.
Коко сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году легендарная актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».10 января 1971 года в возрасте 87 лет великая Габриэль скончалась от сердечного приступа; похоронена в Лозанне в Швейцарии в могиле, окруженной пятью каменными львами.
С 1983 года Карл Лагерфельд принял руководство домом моды Шанель и стал его главным дизайнером.
понедельник, 4 января 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий