понедельник, 8 марта 2010 г.

Авидья

Так как много проблем и страданий возникает из-за "авидьи", то сегодняшнию рассылку я хотел бы посветить раскрытию именно этого термина.Итак, что же такое "авидья"?

АВИДЬЯ (санскр.) - невежество, незнание, противоположность видье - знанию, иллюзия, которая порождается чувственным восприятием.Синонимы: аджняна, випарьяя.В индийской философии, это - отсутствие «достижения» индивидом своей подлинной природы и, соответственно, целей своего существования. Авидья является источником реинкарнаций (сансара) и состояния страдания (духкха). Сансара, как и авидья, безначальна, но их безначальности разного порядка: авидья - необходимое и достаточное условие сансары как реализации «закона кармы», сансара - неизбежная материализация авидьи в сериях перевоплощений, которые оцениваются однозначно как страдание.Авидья - это подлинная причина человеческих страданий, рабства и зла. Точно так же они уничтожаются, когда уничтожено неведение.В брахманистских системах авидья - ложное самоотождествление этого Я с тем, что считается ему бытийно чуждым, - с телесными образованиями (кроме физического тела, большинство индийских школ признавало и «промежуточные», полуматериальные образования), а также с самим психоментальным устройством индивида. «Предметную сферу» авидьи, которая обозначается в Ньяя-сутрах как ложное знание (аджняна), обстоятельно разбирает первый комментатор Ньяя-сутр Ватсьяяна (4-5 вв.): «При этом ложное знание многообразно во [всей сфере] предметов знания, начиная с Атмана и завершая освобождением. Так, об Атмане [ложно утверждается], будто его нет, а о том, что не есть Атман, - будто это Атман; о том, что является страданием - будто это счастье, а о том, что невечно, - будто оно вечно; о том, что есть отсутствие защиты, - будто это [и есть] защита, а о том, что [внушает] страх, - будто это [надежное] прибежище; о том, что отвратительно, - будто это желанно, а о том, от чего следует избавиться, - будто от него избавляться не следует. Относительно деятельности [утверждается], будто нет ни действия, ни результатов действия. Относительно дефектов - будто ими не обусловливается сансара. Относительно перевоплощения - будто нет живого существа, души или Атмана, которые претерпевали бы смерть и существовали после смерти; будто рождение беспричинно, как и прекращение рождения; будто реинкарнации имеют начало, но не имеют конца; будто они, будучи и обусловленными, не имеют [своей] причиной действия или что вследствие разрушений и восстановлений «серий» тела, индрий, интеллекта, ощущений они не связаны с Атманом. Относительно освобождения - будто страшно это прекращение всех дел и что при освобождении, [означающем] расставание со всем, уничтожается множество приятного, и как, следовательно, разумный пожелает такого освобождения, которое разрушает все счастье и [равнозначно] прекращению сознания?!». В Йога-сутрах незнание - основной аффект, который является причиной четырех остальных - «самости» (асмита), похоти (рага), неприязни (двеша) и привязанности к жизни (абхинивеша), обусловливающих, наряду с ним, сансарное существование. В комментарии к этой сутре Вьяса подчеркивает, что авидья - не просто отсутствие истинного знания, но именно замещение его знанием противоположным, подобно тому, как «не-друг» есть обозначение не просто отсутствия друга, но наличия врага.

В философии Шанкары (адвайта-веданте) авидья является главным препятствием для постижения единого Брахмана, создаёт мир множественности и связанное с ним движение, изменение. Освобождение от цепи перерождений возможно через изучение Вед и в особенности Упанишад. Упанишады разрушают обычный стиль мышления, кружащегося в пределах майи, уничтожают авидью - неведение и указывают путь к освобождению.

Это - одно из центральных понятий в буддизме, означающее: 1) незнание как безначальную силу жизни, обрекающую существа страдать и перерождаться в самсаре; 2) отсутствие непосредственного интуитивного видения подлинной реальности; 3) хаос нашего сознания, препятствующий видеть высшую духовную цель Пути освобождения, заставляющий принимать недействительное за действительное, невечное за вечное, пустоту самосущего за сущее Я; 4) незнание 4-х благородных истин, неумение применять их в Пути. Авидья - первое звено 12-членной цепи взаимозависимого происхождения, дающее главную характеристику прошлому рождению как жизни, прошедшей в незнании и хаосе (что и становится причиной, наряду с кармой, нового рождения). В этом смысле авидья - это вся мотивирующая сфера сознания с сонмом желаний, мечтаний, побуждений, страхов и т. д., которые движут действиями, словами, мыслями человека, сотворяя карму. Поэтому авидья - самое прочное ярмо (из 10) для перерождающегося человека, от которого освобождаются уже в конце духовного пути только святые лица буддизма - архаты и бодхисаттвы 10-го уровня (бхуми).

Комментариев нет:

Отправить комментарий