пятница, 5 марта 2010 г.

Эпоха гламура и офисных хомячков, или Ради чего мы живем

Вот ужас-то..! Надо бы продать машину, выкинуть "плазму" и разбить comp...

Мобильник, конечно, жалко, но чего не сделаешь для счастья человечества..?

А когда оно, человечество, будет счастливо, то обязательно покормит моих детей. Ведь правда?"

Т.е. из моих текстов человек сделал вывод, что я призываю изничтожить всю современную технику как чуждые нам ценности и зажить простой жизнью, возделывая кусок неудобренной земли (удобрения - это развитая химия) деревянной сохой.

Я полагал, что такой вывод вовсе не следует из моих очерков, но раз такое недоразумение случилось, давайте разберемся.

Конечно, дело не в том, что сами по себе эти ценности (плазма, мобила, нетбук и автомобиль) чужды человечеству вообще и русскому Духу в особенности. Важно, что их навязывают как некий обязательный элемент жизни, при этом сама жизнь организована так, что все эти вещи вместо облегчения жизни и высвобождения человеческого времени на творчество и иные человеческие виды деятельности, служат только дальнейшему превращению человека в бессмысленного хомячка в колесе, за которым наблюдает кот - с испугу хомячок прыгает в колесо и начинает бежать. Бежит - бежит, оборачивается, а кот опять в двух шагах. Так что, хомячок, беги пока не упадешь, а там тебя заменят на нового молодого и амбициозного ... хомячка.

Парадокс в том, что при нынешней производительности труда давно можно было осуществить давнюю мечту о том, чтобы работать, скажем, часа 4 в день, а остальное время уделять семье (детям), творчеству, самообразованию, спорту и т.д., и всё это - при сохранении работодателями весьма приличных прибылей, можно даже сказать, сверхприбылей. Однако, рабочий день становиться фактически все длиннее и длиннее, а мобильники и интернет позволили прихватывать к рабочему времени и вечера, выходные, отпуска.

И всё это ради получения супер-пупер-мега-сверх прибылей владельцами корпораций. В результате, жизнь сводится к трём компонентам, как говорят парижане: "метро, булё, додо" - протрясся в метро через весь город, отработал рабочий день и баиньки, поскольку сил больше уже ни на что не осталось. Естественно, такой режим требует соответствующей релаксации, но на качественный отдых тоже нет времени, поэтому так распространены алкоголь и всякие травки и антидепрессанты.

С другой стороны, все эти приобретения вещей для комфорта, по сути, замыкаются на себя. Покупаем авто для свободы передвижения, но ездим из дома в офис и из офиса домой. Причём, стоим часами в пробках там, где хватило бы 15 минут, потому что невозможно найти жилье там, где работаешь, и нет работы там, где живешь, а общественным транспортом и неудобно и не пристижно.

Кстати, чтобы хоть как-то решить проблему ежедневных потерь часов на поездку на работу и домой, в Европе уже возникло стихийное общественное движение по обмену не только жилья, но и работы. Хотя, понятно, что такой обмен возможен далеко не для всех профессий. А остальным ничего не остается, кроме как купить "железного коня". Причем, сделав такую покупку, трясёмся, как бы не потерять работу, потому что жильё и авто куплены в кредит, и нужно работать, чтобы их выплатить.

Если вдуматься, получается полный абсурд: если авто нужно для работы, значит, обеспечение транспорта - есть часть условий работы - так пусть работодатель оплачивает покупку авто и бензина, но нет, эти расходы переложены на бюджет работников. А если работать надо, чтобы оплатить покупку авто, так может правильнее найти такую работу, с которой авто не нужно?

Но ответ, думаю, ясен всем: не нравится - идите и ищите, никто вас не держит - желающих много! Фрилансерства на всех не хватит. Корпорациям нужны не столько гении с суперпроектами, сколько армии офисных хомячков, которые будут послушно крутить свои колеса. Не случайно я говорю в основном о так называемом офисном планктоне. В наше время корпорациям проще и дешевле сделать небольшой "рестайлинг", а потом провести "промошен" и за счёт этого поднять продажи, чем оплачивать "непроизводительные" расходы на НИР (научно-исследовательские работы) и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Поэтому наиболее массовой стала потребность именно во всяких "менеджерах", в крайнем случае, программистах (особенно, флэш- и веб-, чтобы делать рекламные мультики), а инженерно-технические и естественнонаучные специальности пребывают в упадке. Что же касается многочисленных подвидов менеджеров по продажам, то увы, эту работу трудно отнести к высококвалифицированным, а самих менеджеров - к незаменимым. Этим широко пользуются фирмы, набирая молодых людей на низкую зарплату на "испытательный" срок, а по окончании оного сменяют состав, пользуясь избытком рабочей силы. "Религия денег" предпочитает опираться на толпы невежественных фанатиков:

Получилась ловушка - созданная в конце 20 в. тоталитарная система не даёт выбора, точнее, выбор очень ограничен - или ты принимаешь правила игры в хомячка, или ты оказываешься в категории лохов, лузеров, неудачников. Так что, выбор небогат:

И вот, всей толпой хомячки бросаются в потребительство и тут же оказываются пойманными (кстати, прочтите на досуге "Мышеловку на меху" С.Н. Паркинсона - а ведь с тех пор, когда он писал своё эссе, всё стало много, много хуже и страшнее):

Тоже самое и с компьютерами, смартфонами и т.д. - не хочешь быть лузером - держись на уровне, т.е. всё это должен иметь, причем, последней модели. Хотя стоит только на секунду прекратить гонку и задуматься, как становится ясно, что:

А ещё в элитных тусовках часто устанавливают «лэйбл-контроль»: охранники берут так называемую «элиту» за шиворот и проверяют, а те ли бирочки у них на шмотках. Не правда ли, смешно! Что же это за элита - «хозяева жизни» или хотя бы своей страны, у которых прислуга проверяет одежду, как когда-то в советской школе строгие учительницы измеряли длину платьев и заставляли снимать колечки (были такие глупости). И невдомёк нашей доморощенной «элите», что ЭЛИТА - это нечто совсем другое, чем возможность носить эксклюзивные шмотки и покупать прочий выпендрёж. А могли бы и догадаться. Если взять как пример столь вожделенные нашей «элитой» США, могли бы заметить, что самые большие и дорогие машины, брюлики, самые эксклюзивные шмотки носят не финансисты и не политики (которые относятся к нижней, видимой части элиты США), а знаменитые рэперы, баскетболисты и прочие КЛОУНЫ, призванные развлекать американское население своими забавными ужимками, а заодно поддерживать в тонусе американских хомячков (см. статью "Звездная пыль. Подражание «звездам» введет вас в круг элиты, уверяют американцев"). Что касается настоящей элиты, то её отличия скорее внутренние, иначе не помогут самые "элитные" шмотки:

Но ложные цели затмили разум, а чтобы "соответствовать", т.е. иметь деньги покупать всё новые и новые "гаджеты" и "крутые прикиды"? надо "пахать" с утра до ночи, забывая о детях, простых человеческих радостях, общении с природой, возможности посидеть на траве и поднять глаза к Небу, вместо всего этого прими "прозак" и снова - впер`д, к новым рейтингам продаж!

А если уж совсем невмоготу, пообщайся с виртуальными "друзьями" в "социальной" сети, сделай вид, что ты кому-нибудь нужен, авось полегчает. О социальных сетях надо сказать отдельно. Само их возникновение опровергает базовые принципы социал-дарвинизма. Людям нужно общение с себе подобными, нужно чувствовать себя нужными кому-то и, с другой стороны, чувствовать, что ты не один, что есть кому тебя поддержать в беде, подставить плечо. Иначе эти сети не имели бы такой бешеной популярности.

С другой стороны, как все продукты общества потребления, социальные сети являются суррогатом и дают вместо реальности иллюзию, а вместо настоящих друзей и со-ратников в социальных сетях гораздо проще найти вот это:

Одним из эффектов воздействия социальных сетей на сознание стала нарочитая публичность личной жизни. Столь превозносимая либералами "прайваси" уничтожена, причем, самими людьми. Всё, что происходит в жизни немедленно выставляется напоказ в живых журналах. Явление это не так безобидно, как может показаться и, в конечном итоге, ведёт к деформации морально - этической системы человека, вплоть, в особо тяжёлых случаях, до полного уродства, суть которого демонстрирует этот постановочный (надеюсь) снимок:

Впрочем, как говорят на востоке "и джинна можно заставить построить дворец", поэтому при всей их ущербности, интернет вообще и социальные сети в частности оказались палкой о двух концах, иногда действительно помогая встретится и объединиться единомышленникам в этом, до предела разобщённом мире.

Но возвратимся к автомобилям, компьютерам, смартфонам и прочей в принципе полезной технике, способной, как я уже сказал, существенно облегчить повседневную жизнь. Вот только ни для кого не секрет, что надёжность и долговечность всей этой машинерии в последние 20 лет изрядно уменьшилась. А ведь проблемы надёжности были решены ещё в середине 20 века, и 20-летние мерседесы, все ещё встречающиеся на улицах тому подтверждение. В последние же лет 10 падение качества приняло просто катастрофический характер:

Понятно, что эта "одноразовость" современной техники работает на всё то же финансовое закрепощение потребителей. Ведь высокая надежность и долговечность техники не только уменьшает продажи, но и позволяет вырваться из хомячьего колеса, а это недопустимо, т.к. получив свободное время человек может начать ДУМАТЬ. Поэтому мобильник, который спокойно может служить лет пять выбрасывается через пол года, иначе это уже не "гламур", а "отстой", компьютер - ежегодно, иначе новая игрушка не шевелится.

Но неужели никого не пугает это супер-пупер-мега прожирание ресурсов. Остановитесь на секунду. Перемножьте количество мобильников на скорость их ротации и на объём нефти, затраченный на изготовление одной этой игрушки. А потом проделайте ту же операцию по отношению к другим прибамбасам, которые могли бы облегчать жизнь, делать её удобнее, но вместо этого стали стеклянной банкой, в которой проходит вся жизнь, так и не начавшись.

К примеру, к машинам (может служить 10 лет, но меняется через 2-3 года, много, через 5 лет якобы по негламурности, хотя на самом деле срок службы машины просто не должен превышать срока выплаты кредита на неё), компьютерам (движителем замены которых, как я уже сказал, стали всё более "навороченные" игрушки, а отнюдь не производственные требования), плазменным панелям, которые стоят в 10 раз дороже старых телевизоров на электронно-лучевых трубках, притом, что качественное их преимущество за пределами компьютерных мультиков довольно сомнительно, да и вообще, что касается телевиденья:

Но вопреки заклинаниям о рынке, на котором спрос якобы рождает предложение, никто потребителя не спрашивал, а ЭЛТ просто сняли с производства, и теперь надо или отказываться от "зомбоящика" или брать вдесятидорого то, что дают - не правда ли, очень "совково" прозвучала эта фраза "бери, что дают, другого нет и не будет"?

Вы заботитесь о детях, зарабатываете, чтобы они были сыты, одеты, образованы. А Вам не стало страшно за своих детей и внуков, которые обречены на вымирание при таком ресурсопоглощении? Нынешняя затратная (еще один термин из "совковых" времен) мировая экономика не способна будет это вымирание предотвратить. Это колесо может только раскручиваться, пока не слетит с оси. Пока ещё можно отправлять старый хлам в Гану, где пластмассу сожгут, а металл отправят на завод в Китай:

Кстати о "гламуре" и "отстое". Понятия эти вообще не имеют отношения к технике и технологии, но именно они служат одним из самых мощных движителей продаж миллионов мобилок, фотиков, плэйеров. Насчёт смены "мобилы" два раза в год - это не преувеличение, а реальный срок превращения "гламура" в "отстой" среди, к примеру, британской молодежи.

Нет, конечно, я понимаю, что прогресс не стоит на месте, но всё же нынешние сроки смены моделей неоправданны ни технологическими причинами, ни здравым смыслом. Настоящие прорывы случаются не так уж часто, а в промежутке нам часто предлагают "новые революционные модели" отличающиеся от старых только небольшими изменениями дизайна. Да и относительно безусловного преимущества действительно новых моделей над старыми можно поспорить. Создается впечатление, что миниатюризация стала самоцелью, появилась еще более миниатюрная модель - значит надо покупать, и неважно, что миниатюризация давным давно прошла точку наилучшей эргономики, и пользоваться новейшей моделью просто неудобно.

Да и не везде внедрение новейших технологий вообще оправданно:

Но понятие гламура распространяется не только на технику, но и людей и их образ жизни в целом. Люди в соответствии с современными стандартами тоже должны быть гламурными, что также требует расходов. Обратите внимание на то, что из всех форм отдыха, способов поддержания здоровья и красоты модно и популярно только то, что платно. Пойти в фитнес - гламурно, поработать на даче - отстой, съездить на Лазурный Берег - круто, пойти в турпоход с палаткой - отстой, и т.д. Людям внушили, что надо быть гламурными, а за гламур надо платить. Особенно крепко на эту удочку попались девушки.

Кстати, о девушках. Обратите внимание на то, что в наше время, время как бы расцвета либерализма, прав "свободной" личности, идеалом и целью жизни, мерилом "успеха" современной молодой женщины чаще всего является превратиться в дорогой товар:

Речь, как вы понимаете, не о вульгарных проститутках, а о вполне «приличных» современных дамочках, полностью усвоивших либеральные ценности общества торгашей.

Причем эта "товарность" отлично сочетается с внедряемым рекламой и женскими журналами культом себялюбия и безответственности, внедряемой мыслью, что жить надо для себя, и единственный достойный объект любви:

Не ждите от нынешних "гламурных кис", что они поедут за вами в Сибирь, как жены декабристов. Контракт купли - продажи действует только пока вы платите, а если нет, вот тут "товар" вдруг превращается в "самостоятельную свободную личность" и уходит, прихватив так много имущества, как позволит местное законодательство, ведь «они этого достойны», просто потому что:

http://perevodika.ru/upload/iblock/4ac/26.jpg" onclick="window.open(this.href);return false;" onclick="window.open(this.href);return false;" onclick="window.open(this.href);return false;" onclick="window.open(this.href);return false;" onclick="window.open(this.href);return false;" onclick="window.open(this.href);return false;" onclick="window.open(this.href);return false;

И эта деформация отношений вполне закономерна. В мире торгашей нет места любви, дружбе, чувству Родины, всем тем идеалам, которые невозможно продать и купить. Зато можно продать и купить их суррогаты: секс вместо любви, деловое партнерство вместо дружбы, недвижимость в престижной стране вместо Отечества. Равно, все проявления Культуры становятся ценностью ровно настолько, насколько их можно "коммерциализировать":

Но возвратимся к нашим милым дамам. Другой, менее распространенный современный женский тип - это бизнес-вуман, которая "сама себя сделала". Долго об этом типе говорить не буду. Что бы там не вопили феминистки, есть ряд видов деятельности, которые вызывают у женщин профессиональные деформации, несовместимые с понятием "женственность" и превращающие женщин в некое подобие мужчин.

Соответственно женскому, идеал мужчины тоже стал сугубо товарным. Здесь также выделяется два типа. Первый - заветная мечта - крупный бизнесмен, примерно такой:

За ним ощастливленное "гламурное кисо" будет ни в чём себе не отказывать, но главный недостаток этого типа - он действительно бизнесмен, следовательно, большую часть времени будет заниматься бизнесом, а кисо или придётся развлекать себя самой или в какой-то момент (если кисо совсем глупое) уйдёт к представителю второго типа.

Второй имеет два подвида: нарочито брутальный крутой мачо и смазливый истеричный мальчик-мажор. Впрочем, это детали. Главное, и тот и другой, конечно, материально полностью обеспеченный. Учитывая, что этот «мачо» должен нашей "кисо" обеспечивать дорогостоящий "романтикус" 24 часа в сутки, идеальный мужчина второго типа должен быть или дитяткой бизнесмена (первый тип) или принцем какого-нибудь европейского дома или ещё каким-нибудь подвидом инфантильного богатого бездельника (т.е. представителем выродившейся, но ещё не обнищавшей элиты) или одним из вышеупомянутых дорогих клоунов:

"Беда" гламурных кис в том, что ни первого, ни второго типа на всех девушек катастрофически не хватает. Поэтому на долю тех, кому не повезло найти крутого или мачо, остаётся наш старый знакомый офисный хомячок или вообще "простой парень" (тоже хомячок, только не офисный). А каким может быть средний хомячок, учитывая его постоянную загнанность? К сожалению для гламурных кисо, его финансовые возможности совсем не позволяют ей быть на уровне с Ксюшей Собчак. Как и положено хомячку, он крутится на работе с утра до вечера, так что с «романтикусом» тоже проблемы, да и внешне наш бедолага чаще всего - не Аполлон:

Попутно, говоря о мужчинах, я хочу развенчать одно заблуждение, ставшее модным лет 20 назад. Тогда много говорили об акселерации, о проблемах раннего взросления современной молодежи. Сейчас об акселерации не говорят, но сами условия жизни предусматривают, что молодые люди должны как можно раньше начать карьеру, стать самостоятельными. Идеалом, видимо полагают американских (опять США) студентов, уезжающих учиться всенепременно в другой штат, подальше от дома.

Так вот, про нынешнее ранее взросление - всё это чушь. Именно сейчас время беспрецедентно продлённого детства. Просто бизнес активно использует труд формально совершеннолетних великовозрастных детей. Сравните сами:

Ещё пример? Пожалуйста:

А какие подвиги к 22 совершил наш офисный хомячок? Или хотя бы к 25? Победил всех гоблинов и взял все крепости на планете Глюк:

Об играх особо говорить не буду, споры о них ведутся давно. Главное то, что независимо от результата, результат один и тот же:

А что ещё остается бедному офисному хомячку? Только тихо, чтобы никто не заметил, выразить свой протест против унылого и однообразного существования, сделав какую-нибудь мелкую гадость ближним:

Нет, ребята, так не годится. Не предлагаю идти на баррикады или ещё какой революцией заниматься - разрушений было более, чем достаточно. Но в наших силах здесь и сейчас, каждому на своём месте вспомнить, что мы ЧЕЛОВЕКИ - ни в одном другом языке нет такого ёмкого слова: чело - т.е. разум, идущий сквозь века. И в наших силах вырваться из плена старого парадокса:

"Мы теряем здоровье, зарабатывая деньги

А потом теряем деньги, восстанавливая здоровье.

Мы живём, как будто никогда не умрем

И умираем, как будто никогда не жили.."

Помните:

Может быть, кто-то спросит "всё-таки, а что конкретно мы можем сделать". Отвечу: очень много. Хотя бы вырастить своих детей людьми, а не социал-дарвинистскими "обезьянами" с развитыми хватательно-пожирательными рефлексами, теряющими голову от блёсток гламура. Нужно, чтобы в обществе сформировалась значительная масса людей, свободных от заразы потребительства (что отнюдь не мешает РАЗУМНОМУ использованию достижений нашей технологической цивилизации), людей с ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ценностными установками. Человек в массе, - существо конформистское - ведёт себя так, как предписывают правила. В обществе, где проповедуются либерастские ценности, проще жить животными рефлексами, но в обществе с развитой этикой человеческих взаимоотношений, в той Русской Державе, в реальность которой сегодня мало кто верит, но которая непременно будет, задавать стандарт будут люди высоких моральных и этических принципов, а остальные не смогут ему не следовать. Только, пожалуй, наступит это не так скоро, как хотелось бы, но начинать придётся сейчас и с самого необходимого:

Ну, а настоящим мужчинам, отправляющимся в самостоятельный жизненный путь, напомню, что к выбору спутницы жизни надо подходить очень ответственно, ибо:

Так что теперь, надеюсь, понятно, что с моей точки зрения злом являются не технические достижения сами по себе, а восприятие их как самоцель, утверждение таких способов их использования, которые призваны максимизировать прибыли, загнать человеков в замкнутый круг гонки за сохранение уровня потребления, выхолостить из человеческой жизни ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, превратив нас в биологические придатки офисной оргтехники. Давайте видеть разницу между использованием, к примеру, мобильника для дела и раскрутки рекламой мобильника как модного аксессуара для детей и подростков, всех этих призывов, суть которых "трепись больше, шли каждые пять минут свою рожицу с высунутым языком всем одноклассникам, потому что это прикольно, а папа с мамой заплатят".

Проблема ведь гораздо глубже, а именно в потере (необретении) человеческой массой смысла бытия, самовосприятия человечества как букашек, копошащихся на поверхности комка грязи.

Нет, мы, люди - не атомизированные букашки, мы - нервная ткань планеты Земля, которая также не есть глыба материи, летящая в пустоте в никуда, но живой организм, связанный мириадами силовых линий со всей Вселенной.

И пусть внешнее - бизнес, гламур, карьера, не заслоняют глаза Духа.

И тогда всё у нас наладится! А иначе так и будем слепцами, которых ведут слепцы...

http://www.psa-club.net/viewtopic.php?f=26&t=391&start=0

Комментариев нет:

Отправить комментарий