Чем труднее роль дается, тем она больше меня привлекает" -
таков был принцип Лидии Смирновой
Военный период был для Смирновой самым плодотворным. Так вышло, что время военных испытаний совпало с молодостью актрисы, с началом ее творческой биографии. Тема женщины на войне, тема испытаний, выпавшего на женскую долю, тема невосполнимых утрат, тема женского героизма, стойкости, вдовства стали самыми важными в ее актерской биографии. Варя Бурмина и партизанка Фенька, защитница Ленинграда Варя Маркина из "Морского батальона" и латышка Илга в "Сыновьях", Женя Буслаева в "Большой жизни" и председатель колхоза Мария Степановна в "Новом доме" - вместе с этими героинями взрослела и сама Лидия Смирнова и старалась с каждой ролью передать возмужание характера, душевную красоту и стойкость русских женщин.
Во время войны Смирнова уехала в эвакуацию в Алма-Ату, где снималась в фильме "Она защищает Родину". Режиссер Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт соперничали в борьбе за благосклонность жизнерадостной хорошенькой актрисы. Между тем нетитулованным лицедеям жилось в казахской столице довольно скудно, одно время Лидия Николаевна голодала. А Эрмлер и Рапопорт получали лауреатские пайки. Однажды в комнату к Смирновой, которая соседствовала с Марецкой, пришел Эрмлер, принес коптилку и два отварных яйца в качестве презента: "Вот вам свет и еда". Тут распахнулась дверь, влетел Рапопорт, выложил на стол все пятьдесят штук аналогичного продукта из пайка и молча удалился. После чего Марецкая многозначительно обронила: "И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет". Смирнова выбрала более молодого (В. Рапопорт был моложе Ф. Эрмлера на девять лет).
В те годы, актриса кружила головы многим мужчинам... По этому поводу сама она вспоминает:
"Я была очень влюбчивой и ужасной кокеткой, мою жизнь сопровождали бурные объяснения, романы и трагедии. Вот, например, одна такая история. Как-то во время гастролей в Тбилиси мы с Ликой Сухаревской обедали в ресторане, и тут вошел Он: красавец грузин, глаза в пол-лица. "не смей на него смотреть", - толкнула меня Лика, но. Короче говоря, роман состоялся. А я в роман всегда бросалась, как в омут, с головой. Когда он приезжал в Москву, готовила котлеты, заранее прятала сумку с едой на лестнице, говорила мужу: "Что-то голова болит, пойду погуляю на воздухе", а сама бежала к любимому в гостиницу. Роман закончился после того, как я нанесла ответный визит в Тбилиси. Я должна была все время сидеть в номере и ждать, пока он закончит кутить с друзьями в ресторане и зайдет. Он устроил дикую сцену, когда однажды не застал меня на месте."Как сочетались мои романы с супружеской жизнью? Муж очень любил меня и поэтому, наверное, прощал мои шалости. А потом. я не знаю, как это объяснить. Почему-то мои романы кончались требованием выйти замуж. Я отвечала: "У меня уже есть муж".
К вопросу о любви истинной и мнимой... нужно добавить, что в Алма-Ате Смирнова едва не погибла от эпидемии тифа. А когда чудом выздоровела, Рапопорт заново учил ее ходить, пек яблоки, вывозил в горы, где клал голову любимой с остатками волос себе на колени, смазывал керосином и счищал мертвые гниды прямо ногтями (иначе было невозможно). При этом он не уставал твердить слова любви... Как ни странно, даже такие активные самодостаточные женщины, как Лидия Николаевна, нуждаются в чувстве защищенности. И Рапопорт оказался единственным из тогдашних поклонников, кто обеспечил ей психологический комфорт. Недаром актриса уверяет, что второй муж стал для нее всем - папой, мамой, целым миром. Своими увлечениями Смирнова принесла Рапопорту немало боли, временами в глазах общественного мнения он выглядел безропотным страдальцем, она же - вероломной ветреницей. И все-таки в главном она его не предала. Когда муж смертельно заболел, Лидия Николаевна сделала невозможное: вместо трех лет, заглазно отпущенных ему медиками, ее стараниями Рапопорт прожил целых тринадцать.
В 1953 году судьба свела Лидию Смирнову с режиссером Михаилом Калатозовым. Их знакомство произошло в Кисловодске, где они оба отдыхали от столичной суеты. Однако в отличие от многих курортных романов, которые длятся ровно столько, сколько длится отпускной сезон, роман режиссера и киноактрисы продлился гораздо дольше. Калатозов даже пригласил Смирнову на главную роль в свою новую картину "Верные друзья". Но этой роли так и не суждено было осуществиться. Через несколько дней после начала съемок Смирнова внезапно поняла, что это роль не для нее, и отказалась сниматься. И хотя по тем временам это было неслыханное заявление, просьбу актрисы в конце концов удовлетворили. В этой роли снялась Лилия Гриценко.
Между тем отказ Смирновой сниматься в фильме своего возлюбленного абсолютно не сказался на их отношениях - они продолжали встречаться. Калатозов тогда настолько увлекся Смирновой, что всерьез предлагал ей зарегистрировать их отношения и уехать в Грузию. Смирнова какое-то время раздумывала над его предложением, но тут сама судьба внезапно вмешалась в их отношения. На пути актрисы возник другой мужчина, причем тоже режиссер - Константин Воинов. В 1955 году он предложил Смирновой сыграть главную роль в его фильме "Сестры" по рассказу П. Нилина "Жучка". И вскоре начался их роман, который продолжался почти 40 лет.
Параллельно с этим романом у Лидии Смирновой случился еще один - с новым режиссером Театра-студии киноактера Львом Рудником. Этого человека Сергей Аполлинариевич Герасимов специально пригласил из Ленинграда, из БДТ, где осчастливил своей благосклонностью не менее дюжины актрис и был уволен за моральное разложение. (Лев Рудник до Г. Товстоногова возглавлял БДТ) для того, чтобы он поднял из руин Театр киноактера. За Рудником тянулся длинный шлейф самых невероятных любовных приключений, которые он затевал в самых разных уголках страны. Не стала исключением в этом отношении и Москва. По словам самой Смирновой, это был самый бурный и громкий из ее романов. Преданный Рапопорт устал приводить жену в чувство и отбыл в родной Ленинград. Вся эта фантасмагория закончилась разговором с его постоянной любовницей, та рассказала Лидии Николаевне, как Рудник в течение 30 лет регулярно к ней возвращался, она же продавала имущество, чтоб его содержать. Героиню отрезвили слова этой женщины: "Пока не погибли, спасайтесь"
И она спаслась. Совершенно деморализованная, отчаявшаяся, Смирнова остается одна. Но понимает, что жить так невозможно. Тогда она едет в Питер и делает все, чтоб вернуть Рапопорта. В итоге статус-кво восстановлен, но жизнь - в руинах.
Но...Лидии Николаевне повезло. Перед ней и через нее прошла целая эпоха в жизни кино, разные ее периоды - довоенный, война, время "малокартинья", подъем советского кино. Она играла с великими русскими актерами Петром Алейниковым, Николаем Крючковым, Верой Марецкой, Михаилом Жаровым. Работала с режиссерами - классиками советского кино: Львом Кулешовым, Фридрихом Эрмлером, Абрамом Роомом, Константином Воиновым и др. Многое для себя она почерпнула из встреч с легендами советского и мирового искусства Сергеем Прокофьевым, Михаилом Зощенко, Всеволодом Пудовкиным, Сергеем Эйзенштейном, Галиной Улановой. Любая эпоха, любой период времени остается в памяти зрителя прежде всего образом человека - характером и образом актера. Народная артистка СССР Лидия Николаевна Смирнова - актриса нескольких поколений.
В середине 50-х Смирнова, наконец, встретила "своего" режиссера. И, конечно, уже не отпустила. Это был Константин Воинов, в чьей дебютной короткометражке "Сестры" (в прокате - "Две жизни") Лидия Николаевна проявилась совершенно по-новому. После череды трепетных героинь она сыграла вульгарную буфетчицу, которая приезжает в родную деревню прихвастнуть перед родственниками красивой городской жизнью да пофлиртовать с чужими мужиками. И с изумлением начинает догадываться, что ее существование никчемно, что деревенские ее жалеют. Воинов мастерски выстроил для Смирновой роль Жучки (так в оригинале назывался первоисточник - рассказ Павла Нилина), в итоге зритель испытывал по поводу ее Нонны Павловны самые противоречивые чувства - от презрения до сострадания. Словом, состоялась безусловная победа, наметился новый поворот в карьере актрисы. И хотя в дальнейшем Воинов занимал Смирнову отнюдь не в каждом своем фильме, но шесть-семь раз она у него сыграла. В числе этих работ - уморительная Сваха в гениальной "Женитьбе Бальзаминова".
/ Отрывок из фильма "Женитьбе Бальзаминова":
Разбойник на ходулях /
С самого начала, еще на "Жучке", Смирнова не замедлила пустить в ход свое женское обаяние. Воинов увлекся, да и самой ей нравилось состояние влюбленности - казалось, оно придает особый стимул и очарование творчеству. Одна беда: Константин Наумович не переносил лжи, не умел жить двойной жизнью. И рассказал обо всем Рапопорту. Довольно беспомощный в быту. Воинов тем не менее покинул жену и горячо любимую дочь, чтоб поселиться в коммуналке, и стал ждать, что его муза к нему присоединится. Однако выяснилось, что возлюбленная готова его навещать, но мужа не покинет. И хотя всю дальнейшую жизнь режиссер и актриса поддерживали добрые отношения. Воинов, похоже, ее нерешительности так и не простил... когда заболел Рапопорт, Смирнова не покинула семейного гнезда.
"Рапопорт, так любил и так берег меня всегда, что, когда уходил из жизни, страдал оттого, что знал: мне будет трудно без него. Знал, потому что был для меня папой, мамой, бабушкой, дедушкой, ребенком - вообще всем на свете.Другое дело, что я доставляла ему много хлопот, беспокойств и поводов для ревности. Но, наверное, он выбирал, что ему нужнее - быть со мной и терпеть огорчения или потерять меня. Все кругом говорили, что он очень хороший человек, а я стерва, сволочь, дрянь, что я его мучаю, а он такой святой. Он действительно был святой. Он не умел устраивать дела. Вот говорят: евреи все могут, уж еврей-то достанет. Если это так, то Рапопорт такой же еврей, как я татарин или турок. А насчет того, кому легче. Тому, кто любит и живет с любимым, или тому, кто разлюбил, а все равно живет? Он был уже очень болен, и я, конечно, не имела права его оставить. Это бы его просто убило. Его положили в Онкологический центр - там начали лечение. Анализы подтвердили страшный диагноз - рак желудка. Врачи хлопотали как могли, провели сеансы облучения, давали различные препараты и в конце концов выписали, сказав, что больше ничего сделать не могут".
А после его смерти начинать сначала было поздно... Лидия Смирнова обладала редким даром объективно оценивать себя самое, относится к себе с иронией и юмором. Смирнова к ханжеским покаяниям не была склонна, и хотя сожалела о боли, причиненной многим мужчинам, при этом можно держать пари на что угодно: еще одну жизнь и она распорядилась бы ею точно так же. Любвеобильность, свойственная актрисе... эмоционально богатой и ярковыраженной личности.
Больше всего в жизни Лидия Смирнова желала одного: сниматься в кино.
И играла с беспримерным энтузиазмом и величайшим талантом!
Интервью:
В Москве... 25 июля в на 93-м году жизни ушла звезда советского кино, Народная артистка СССР Лидия Смирнова. Похоронена на Введенском кладбище.
Использованы фрагменты из книги
Лидии СМИРНОВОЙ "Моя любовь",
Википедия,
peoples.ru, kaa300.moifoto.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий