вторник, 1 сентября 2009 г.

5 теорий феминизма.

В моей интерпретации.

 

Либеральный феминизм

Считал источником неравенства положения женщин устройство общества и поэтому либеральные феминистки стремились изменить саму общественную структуру, стремясь к идеалу: каждый человек должен восприниматься и оцениваться только по своим способностям и возможностям, а не по своей половой, этнической, классовой принадлежности или состоянию здоровья. Они добивались равных социальных и политических прав с мужчинами путём "внедрения" своих делегатов в политическую структуру с целью проведения надлежащих реформ. Проще говоря, они соглашались с тем, что социальная структура оправдана, но не соглашались с минимальным выбором возможностей для женщин.

 

Марксистский феминизм

Утверждал, что причина неравенства в развитии капитализма и классовой системы. Накопление капитала именно и привело к моногамии - первопричине угнетения женщин. Мужское доминирование в обществе - в основном идеология.

Пример: белого человека никогда и никто не причислит к каким-либо этническим группам, поскольку мир устроен по образу мыслей и жизни белых людей. Точно также он устроен по мужскому образу мышления, где женщине с её "дурацкой" идеей размножения и образования одновременно просто нет места. Она должна или заниматься хозяйством и выращиванием детей в обмен на заботу  и финансовое обеспечение семьи мужем или отказаться от своей сексуальности и строить свою жизнь и карьеру по мужскому подобию, где семье нет места. К примеру, большинство женщин - политиков 20го века именно так и добились своего.

Так вот, общество построено на угнетении женщин, так как это выгодно капиталу: они не только бесплатно производят полных сил новых работников, но также бесплатно приводят в порядок, кормят и "отдыхают" (во всех смыслах) уже имеющихся работников - своих мужей. Хотя женщины низких классов и работали в 19 веке наравне с мужчинами, они по-прежнему выполняли всю работу по дому и при этом их собственная работа на производстве оплачивалась очень низко, хотя производительность была достаточно высокой. Это было выгодно работодателям: они не оплачивали стоимость восстановления, обновления и репроцукции рабочей силы. Зарплаты не оплачивали реальной стоимости труда, повышая достаток капиталистов. Кстати, именно тогда (середина 19 века) началась массовая миграция простого люда из стран развитого капитала по всему миру (США, Австралия, Новая Зеландия, Латинская Америка, Палестина...).

Марксистки пытались добиться не только эквивалентной мужчинам оплаты труда, но и оплаты домашних работ. Они пытались придумать, как разрушить иерархию в построении общества.

 

Социальный феминизм

Похож на марксистский. Они считали, что не только капитал и патриархат, но и сам брак с обязанностью непременно рожать и выращивать детей призваны лишь ущемлять права женщин, ставя их на "одну доску" с классовыми и этническими меньшинствами, тогда как женщин вовсе не меньшинство и они ничем не отличаются от мужчин в плане возможностей личного и когнитивного развития. Сам факт, что зарплата выплачивается мужчине на семью искусственно повышает важность работы мужчины и принижает роль женщины в семье. Но и женщины, создавая браки и выращивая детей укрепляют патриархальный уклад, усиливают и закрепляют его на будущее.

Социалки добивались автономии существования женщины. Такие вопросы как иметь или не иметь детей (и сколько иметь детей), сидеть с ними дома, "шурша по-хозяйству" или не делать этого должны стать добровольным выбором, а не бременем и обязанностью женщины. Они тоже пытались поменять саму структуру общественного уклада и социального строя.

 

Радикальный феминизм. Феминизм шестидесятых годов 20го века.

Мужчины не только обладают властью, они ещё и считают себя вправе эксплуатировать и контролировать женское тело, что сложилось исторически. Мужчина не может решать за женщину вопросы размножения и секса, вопросы медицинского ухода (раньше все гинекологи были мужчины) и того, каким образом все должны рожать (раньше рожали исключительно лёжа на спине, тогда как естесственная древняя позиция всегда была - на корточках). Тут я не совсем согласна, поскольку раньше, до развития гинекологии, женщин при родах контролировали и помогали им только женщины, а неравенство всё равно было.

Радикалки утверждали, что мужчины и есть эксплуататоры: не столько работодатели, сколько конкретные мужчины - мужья и сожители получают пользу и удовольствие от женского домашнего, сексуального и эмоционального участия в жизни своего партнёра, получая взамен один час внимания (в лучшем случае) на каждые отданные 2 часа. При этом мужчины и только они устроили сегрегацию работ по половому признаку, что привело к появлению "мужских" и "женских" профессий (речь не об асфальтоукладчиках, а о начальственных позициях), они устраивают травлю тем женщинам, кто несмотря ни на что продвигает карьеру. В принципе, травля женщин - карьеристок привела к значительному повышению квалификаций многих должностей во всех отраслях производства, так как женщины, чтобы получить должность, вынуждены были соревноваться с мужчинами. То есть доказать, что они - лучшие кандидатки на должность, чем мужчина. Добиться этого можно было одним путём: показать вдесятеро лучшие данные (личные способности, мотивацию и образование), чем любой мужчина. В свою очередь, мужчины постепенно тоже стали учиться, так как контраст между ними и их начальницами был отнюдь не в их пользу. Соответственно, общая грамотность и квалификация населения стали расти.

Радикалки дошли в своей воинственности до того, что некоторые из них отвергали гетеросексуализм, так как именно он и провоцирует неравенство, тормозит личностный рост и развитие женщины. Они выступали за гомосексуализм и лесбиянство, так как однополые партнёры гармоничны друг другу и гораздо легче достигают взаимопонимания.

 

Постмодерн или постструктуральный феминизм.

Эти феминистки считают, что хотя наше общество и тоталитарно по отношению к женщинам, оно просуществовало таким образом тысячелетия. Женщины в свою очередь, не глупы, значит проблема тут не в какой-то одной микро или макропричине (проблема не так однозначна и узка, как утверждают другие феминистские теории), а в комплексности и многоплановости вопросов устройства общества. Значит, надо подходить к решению проблемы не радикально, а дифференциально. Существует масса вариантов неравенства полов, следовательно надо искать различные решения для постепенной ликвидации каждого из них. Решать всем нам вместе (создавая организации по борьбе с несправедливостью и защите нуждающихся) и каждой из нас в отдельности, каждый день, на работе и дома, в соответствии с нашей культурой, жизненными принципами и т.д....

 

 

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий