суббота, 19 сентября 2009 г.
Священнослужители о роли мужчины в семье .
Российские СМИ активно обсуждают ситуацию с сыном Кристины Орбакайте, которого Грозненский районный суд временно оставил отцу.
Известно, что по сравнению с традиционным обществом в России сильно занижена роль отца в воспитании ребенка. Зачастую отец даже рассматривается как необязательный элемент семьи. Многие отцы и сами с этим согласны. Тем самым не только нарушаются права отца, но и подрывается институт семьи. Кроме того, в российских мужчинах воспитывается безответственность и инфантильное отношение к жизни.
Утратив роль кормильца, мужчина перестал быть опорой и защитником семьи и страны, превратившись в потребителя. Эта ситуация создает массу социальных проблем в стране и крайне болезненно воспринимается обществом. Как выразился в сердцах, комментируя ситуацию с сыном Орбакайте, один известный блоггер: "Пусть лучше вырастет чеченским мужиком, чем гламурным педерастом".
Отметим, что и православие, и ислам отношения отцовства (как и вообще роль мужчины в семье) ставят очень высоко. В слове "безотцовщина" испокон веков сочетались жалость и осуждение.
"Не считаете ли вы, что права отцов на воспитание детей недооцениваются? Возможно ли вернуть мужчине его высокий статус в семье и как это можно сделать?" - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что восстановить роль мужчины в семье можно только вернув ему доверие и достоинство
"Современный мужчина никак не может себя проявить. Если он займется бизнесов, то его задушит или коррупция, или налоги, или рэкет. То же с сельским хозяйством", - отметил он.
"Вот очень показательный пример: взгляните на фотографии офицеров царской армии. Они всегда, даже в присутствии Императора, с оружием, - потому что им Государь доверял. А сейчас? Получается что сегодня мы им не доверяем, но какая же тогда может идти речь об офицерах-защитниках? Если нам не доверяют, то как прикажете воспитывать настоящих мужчин?" - отметил священник.
"Нужно очень серьезно взглянуть на эту проблему - задуматься не о том, с кем оставлять ребенка при распаде семьи, а как сделать так, чтобы семьи не распадались и как сделать так, чтобы родители были уверены в друг друге, когда ее создают. А из мальчика нужно воспитывать мужчину с самых ранних лет, прикладывая усилия на государственном уровне. Этим должны заниматься и школа, и армия. Если мы вновь научимся воспитывать настоящих мужчин, а не слабаков и извращенцев, то наша Родина сможет справиться с вызовами этого века", - заключил отец Александр.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, отметил, что при нынешней неоднородности общества трудно говорить о семье «вообще».
"Церковь прекрасно помнит и подчеркивает роль отца как главы семьи. Это очень хорошо видно и в таинстве венчания; об этом совершенно определенно говорится и во многих местах Священного Писания", - сказал он.
"А тот образ отца и мужчины, который создается СМИ, часто не соответствует действительности. Многочисленные передачи, в которых обсуждается эта тема и разнообразные «семейные проблемы», как правило, пусты или поверхностны", - добавил протоиерей.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что русские женщины оказались более стойкими к катастрофам ХХ века.
"Мужчины у нас перестали быть мужчинами. Мужчины раскатаны и унижены всей той тяжкой жизнью, которая выпала на долю нашего народа, а, по сути, которую он сам для себя избрал. Женщины оказались более стойкими. Это один из итогов двадцатого столетия и советской власти в России. А мощные демографические перемены проявились не только в численности населения, но и в его качестве. Это выразилось, в частности, в изменении статуса мужчины и женщины", - сказал он.
Вернуть подобающий статус мужчины могут. Было бы желание. Дело в том, что особого желания не видно. "Мужчины по определению всегда должны быть впереди. Эта роль веками усваивается народным сознанием. Но мы не проявляем себя как мужчины, потому что мы сломлены, - нация сломлена тем строем, который мы избрали себе и который" раскатал" нас под себя, причем на воле, а не в темницах и ГУЛаге", - добавил протоиерей.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает, что мужчина может вернуть себе положенную ему роль в семье, только опираясь на церковную традицию.
"Этот вопрос будет оставаться актуальным до тех пор, пока общество будет проявлять нездоровый интерес к теме эмансипации, и пока оно не осознает, что семья должна строиться не на удовлетворении эгоизма, а на осознании границ взаимной ответственности супругов и взаимной ответственности родителей и детей", - сказал он.
"Безответственные эгоисты вырастают, как правило, в семьях, ориентированных на гедонизм. В правильной же семье личный эгоизм дробится, делится на всех членов семьи. Такая семья становится школой любви, «домашней Церковью». В такой семье значение отца равно значению Христа как главы Церкви. Разрушение этого порядка приводит к разрушению семьи", - считает протоиерей.
"Очевидно, что решение этой проблемы можно обрести только в многовековой церковной традиции", - заключил он.
Священник Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, главный редактор радиопрограммы "Благовещение", считает, что мужчинам самим нужно осознать, что роли мужа и отца требуют ответственности.
"Действительно, сегодня изменена система ценностей русской семьи, в которой женщина - "и баба, и мужик", а мужчина безволен, изнежен и ленив. Но эта ситуация, поскольку она нарушает Богом данную иерархию внутри семьи, ненормальна. Ненормальна именно в силу онтологических, Богом в человека заложенных свойств. Конечно, иногда бывает ситуация, когда характер у мужчины такой, что он не может быть главою семьи, тогда такую роль приходится брать на себя женщине, но в принципе эта ситуация недолжная. Мужчинам самим нужно становится мужчинами, хватит быть тряпками", - сказал он.
"В первую очередь это происходит из-за утраты веры, уже потом накладываются различные судебные и юридические моменты. В первую очередь вина лежит на самих мужчинах. Им нужно не бояться ответственности. Быть может, стоит как-то обозначить эту меру ответственности, но в первую очередь мужчины сами должны ее осознать", - добавил священник.
"Кстати, в большинстве случаев такого большого греха, как аборт, виновата не только женщина, а иногда и в первую очередь виноват именно мужчина, потому что он не хочет ребенка, не хочет брать на себя такую ответственность и подталкивает женщину к греху аборта", - заключил он.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила г. Талдома, подчеркнул, что сейчас вообще не считается нормой обязанность мужчины воспитывать собственных детей.
"Это не считается нормой ни мужчинами, которые уклоняются от него, ни женщинами, которые все воспитание берут на себя, ни судьями, которые отдают детей исключительно мамам. И это ужасно", - сказал он.
Участие отца в воспитание детей, особенно мальчишек, должно быть огромным. Психологам известно, что с трехлетнего возраста воспитание мальчиков должно переходить к мужчинам. А сегодня они получают исключительно женское воспитание. Дома, в детсаду, в школе - везде воспитывают одни женщины. Но при таком положении дел мы никогда не увидим настоящих мужчин. Должны быть особые программы по воспитанию отцовских чувств. Для родителей должны быть соответствующие курсы, разъясняющие различие в воспитании мальчиков и девочек. Одно из главных направлений должно быть воспитание мужественности в мальчишках и женственности в девочках", - считает священник.
"И еще одна мера кажется мне необходимой. Крайне актуально введение раздельного обучения в школах: мальчики и девочки должны учиться по разным программам и в разных классах, а где это невозможно (малокомплектные, например, сельские школы), там уроки должны вестись педагогом, прошедшим обучение по половозрастной психологии. Любому психологу и большинству простых родителей известно, что в школьном возрасте девочки опережают в своем психологическом развитии мальчиков примерно на два года. Это было всегда известно и Церкви, почему и разрешалось венчаться девушкам с 14 лет, а парням только с 16, ибо при такой разнице в возрасте парень был психологоически на одном уровне с девушкой", - рассказал отец Илья.
"Смешение мальчиков и девочек в одном классе приводит к печальным последствиям. Так, в советские годы комсорг класса была девушка, что староста класса была девушка, что при подготовке к различным мероприятиям девушки занимали более активную позицию. Десять лет девочки и девушки в школьных стенах получали своеобразный жизненный опыт. Этот опыт им говорил, что мальчишки безответственны, что они глупы и ленивы, что им ничего нельзя поручить, что нужно все делать самой. Девушки получали опыт руководить парнями, читать им морали, упрекать их, ругаться с ними. Девушки впитывали ощущение своего превосходства над мужским полом. А парни наоборот. Мужское самолюбие подсказывало, что так не должно быть, но реально они были действительно психологически слабее девчонок. В ответ они больше хулиганили, дергали за косички, ставили подножки, обижаясь на девчонок, и в знак протеста женской власти уходили от исполнения обязанностей. Девчонки представлялись парням выскочками и зубрилами. В итоге парни получали совершенно другой жизненный опыт - опыт уходить в сторону от дел, опыт протеста", - считает он.
"Ни мальчики, ни девочки в этом не виноваты. Их поставили в неравные условия, но предъявили к ним одинаковые требования в учебе, в дисциплине, в ответственности. Школьные требования ориентируются на девчонок, а парни с этими требованиями справиться е могут. Десять лет, проведенные в состоянии уязвленного мужского самолюбия, бесследно не проходят для детской психики", - заключил он.
Священник Эдуард Шатов, директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве, считает, что в современном обществе идентичность человека и его ответственность сильно фрагментированы, и это сильно сказывается на всех - и на мужчине, и на женщине, и на отце, и на матери, и на ребенке.
"Если раньше общество предлагало определенные социальные роли, то в сегодняшнем секуляризованном мире эти роли сильно распылены. Поэтому сегодня нужно думать о том, какую роль данное конкретное гражданское общество, в данном случае российское, отводит мужчине (а следовательно, отцу), и какую женщине (соответственно - матери)", - сказал он.
"Говорить надо не о том, кто будет воспитывать ребенка в ситуации развода, а как в процессе формирования семьи и дальнейшей жизни преодолеть различные трудности, чтобы ребенок остался в полной семье. Надо перейти от вопроса, кто правильней воспитает ребенка, - папа или мама, - к разговору о том, как созидать семью, в которой могут гармонично развиваться дети", - сказал священник.
"Понятно, что железной связи между составом семьи и воспитанием нет: можно вырасти с изломанной психикой в полной семье, и совершенно нормальным - в неполной. Вопрос, как мы это оцениваем в современном обществе. В библейском контексте мужчина-отец давал ребенку то, что называется идентичностью. Он давал ему свое имя и занимался тем, чтобы личность развивались гармонично. Мать семейства давала также духовную основу, которую не стоит преуменьшать. Таким образом, мужчина и женщина дополняли друг друга", - отметил священник.
"Вот эту взаимодополняемость надо вернуть: иными словами, надо восстанавливать не только роль отца, но и роль матери в семье. В таком контексте, в контексте взаимной родительской ответственности, ребенок будет не только нормально расти, но и научится разрешать сложные жизненные ситуации в диалоге с папой и с мамой, а затем с братьями, сестрами, другими людьми", - заключил он.
Regions.ru
Источник:http://etika-prav.ru/index.php
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий