среда, 15 июля 2009 г.

Адабы ко Всевышнему Аллаху

Источник: http://blogs.mail.ru/mail/makka123/friends?skip=35&type_filter=

Адабы ко Всевышному Аллаху

Адабы ко Всевышнему Аллаху

Всем известно, что к вышестоящему, старшему, сопереживающему нам, хорошему по своим делам человеку нужно проявлять уважение. Насколько же мы обязаны чтить Того, Кто всемогущ и возвышен более, чем кто-либо, милостив к нам более, чем кто-либо, лучше, чем кто-либо; Того, Кто бесконечно щедр на блага?!

Всемогущий Аллах ни на одно мгновенье не оставляет нас. Он всегда рядом с нами, где бы мы ни были - в пути или дома; живые на земле или покойные под землей.

Он знает обо всем, что есть у нас в душе, что мы говорим языком и что совершает наше тело. Он создал нас и обеспечил всем необходимым для жизни. Он наш Господин и Правитель.

Нет более несчастного ни в Том, ни в этом мирах, чем человек неверующий, ведь даже животные знают своего хозяина. Волею Всевышнего разум человеческий намного выше, нежели всех других Его творений, и если человек невежественен и не соблюдает адабов к Аллаху, то он опускает себя на уровень, даже более низкий, чем уровень животных.

Какие же адабы мы должны соблюдать в отношении Аллаха?

Первый и самый необходимый - это уверовать всем сердцем в своего Создателя - Всевышнего Аллаха, в существовании Которого нет сомнений, Чье существование не имеет ни начала, ни конца. Ему ничего не нужно, но всему нужен Он.

Аллах Один, и не похож ни на кого и ни на что. Он не нуждается ни в чьей помощи, ни в чем. Он не ограничен ни во времени, ни в месте, ибо Он - Создатель времени и места, как и всего сущего. Его не меняет время и для Него не меняется ход времени. Без Его ведома и воли не может случиться ничто. Он могущественен во всем.

Ни в небесах, ни на земле нет ничего, что бы Он не знал и не видел. Без глаз и без ушей Он видит и слышит все. Он все видит и слышит разом, одновременно, даже самый ничтожнейший шорох. Он говорит, не нуждаясь в языке и речи.

Он создает все и сберегает все, Он может уничтожить все в прах и от этого не уменьшиться то, что Он имеет, даже на атом. Для Него нет скрытого в том, что прошло, есть и будет, и даже в мыслях человеческих. Он не имеет духа, Он живой, Он никогда не умрет. Его Величие, Могущество, Совершенство, Господство не имеют пределов. Никто до конца не сможет постигнуть Его.

Гнев Его страшен, а милость безгранична. Его милость всегда опережает гнев.

Никому и ничему нельзя служить, кроме как Ему. В этой жизни Он невидим, но в Вечной жизни Его будут видеть истинные верующие. Все, начиная с атома - небеса и земли, солнце и луна, галактики, звезды и аль-Арш-Курси - самое большое творение Всевышнего - свидетельствует о Его существовании, Единстве, Совершенстве, Последовательности, всеобъемлющем Разуме, Любви, Господстве.

Утверждать, что Аллах находится на Арше или что Он имеет тело, или представлять перед собой образ Всевышнего - является глубоким заблуждением.Так же, как и Его Святая Сущность, все сифаты не имеют ни начала, ни конца, и не похожи ни на что.

У Всевышнего Аллаха 99 прекрасных имен. Помимо этого у Него есть совершенные имена и сифаты, которые не может знать никто, кроме Самого Аллаха.

Во Вселенной ничто - ни хорошее, ни плохое - не свершается без воли Всевышнего Аллаха. Но Он дал человеку право выбора: творить добро и не творить зло; а также разум, чтобы отличать зло от добра, и знание о том, что за хорошее человек получит вознаграждение, а за плохое - муки. И зло и добро создал Всевышний, но Он не доволен теми, кто совершает зло, ибо выбор между добром и злом - это испытание для людей, и совершившие зло познают гнев Всевышнего. Без воли Его не свершится ничто и по воле Его мы следуем за пророками, имамами и за аулия (святыми) - то, что сказано ими, означает оглашение воли Аллаха народу.

Адабами к Аллаху являются обязательный поиск знаний о Его существовании, познание Его через изучение сифатов и имен, переданных Священным Кораном и хадисами; изучение двадцати сифатов обязательно присущих Аллаху и двадцати сифатов, которые не могут быть присущи Ему; стремление изучить значения 99 имен Аллаха, переданных хадисами. Нет науки дороже, чем познание Всевышнего, ибо ценность знания определяется ценностью того, что изучаешь, а разве есть что-либо или кто-либо значительнее Аллаха!

Адабом к Аллаху является размышление обо всем, что Он создал. Священный хадис гласит: "Вы думайте о том, что создал Аллах, вы не размышляйте о самом Аллахе, ибо Его величие, вы не постигнете до конца" (передал Абу Нуайм Табрани).

Нет ничего в этом мире, что бы ни свидетельствовало о существовании Аллаха, и чем больше мы будем думать о жизни вокруг нас, тем больше мы будем постигать величие и могущество Аллаха, Его чудеса и милости. Именно поэтому каждая сура Священного Корана призывает нас к размышлениям о создании небес и земель и о том, что они содержат в себе.

Адабом к Аллаху является служение Ему, преклонение перед Его величием, подчинение Его воле.

В Священном Коране есть аят с таким смыслом: "Я не создал ни людей, ни джинов, кроме как для служения Мне". (Священный Коран, сура "Аз-зарият", аят 56).

Созданный Аллахом, оберегаемый Им, нуждающийся в своем Творце, находящийся под Его ведением человек обязан, хочет он этого или нет, подчиняться Всевышнему.

Такой сифат человека, как "служащий Аллаху", имеет обязательное значение, никто не может отказаться от него, и нет более красивого сифата, нежели сифат служения Творцу. Тот, кто возгордился настолько, что не желает служить Всевышнему - будь он даже главой огромного государства - является самым униженным и обделенным рабом Аллаха.

Однако и тот, кто гордится своим служением Аллаху, обделяет себя, потому что из-за гордости своей обязательно попадает в подчинение такому же человеку, как он сам, или жене, деньгам, образу жизни, своему эго (нафсу), потребностям живота, шайтану и будет служить им, а не Аллаху.

Всевышний сказал о таких людях: "Те, кто возгордились служить Мне, в скором времени войдут униженными в Ад" (сура "Ариф", аят 60).

Служение Аллаху не ограничивается только совершением обязательных молитв, соблюдением поста, чтением Корана и зикром. Это служение вбирает в себя весь образ жизни человека, соблюдение всего обязательного и разрешенного, а также стремление уберечь себя от всего запрещенного. Употребление в пищу только халяла (разрешенного Шариатом), использование дозволенных лекарств и способов лечения при недугах, уважение к матери, отцу, старшим - все это тоже адабы к Всевышнему.

Адабами к Аллаху являются увеличение числа совершаемых намазов, соблюдение постов не только обязательных, но и сунны, чтение Корана, дуа (мольбы) и зикров-тасбих. Чтение зикра является пищей для души; зикр совершенствует нас через очищение нашего духа. Чем больше служения, тем больше мы возлюбим Творца своего; чем больше мы возлюбим Его, тем больше Он будет любить нас.

Воздавая хвалу Аллаху за каждую милость, которую получаем от Него, мы также соблюдаем один из адабов. Милостей этих так много, что мы часто даже не замечаем их. Как мы относимся к человеку, который сделал для нас что-нибудь хорошее? Мы чувствуем благодарность по отношению к нему, считаем своим долгом поскорей отплатить ему также добром, чтобы он был доволен нами.

Так в каком же долгу мы должны быть перед Создавшим добро и людей, творящих добро, перед Тем, Чьих милостей не перечесть?! Как же мы должны стыдиться Его, стараться заслужить Его довольство нами?! Сказано в священном Коране, что если мы будем воздавать хвалу за ту милость, которую мы имеем от Аллаха, эта милость будет увеличиваться.

Некоторые люди считают достаточным лишь устами произнести "Альхамдуллилях". Но это должно говорить наше сердце, именно оно должно знать, что все, что имеем - полученное ли от людей, или откуда-то еще - послано нам только Аллахом. И если к этой убежденности сердца прибавить благодарность, произнесенную устами, - это будет настоящая хвала Всевышнему.

Адабом к Аллаху и возданием Ему хвалы является использование по назначению всего, что мы имеем. Например, Аллах создал глаза для того, чтобы мы восхищались Его творениями, для чтения Священного Корана, для того, чтобы видеть родителей, друзей, удовлетворять какие-то необходимые мирские потребности и для разных других дозволенных дел. Если же человек позволит себе направить глаза на недозволенное, например, на недозволенных женщин, на недостатки мусульман и т.д., то он станет человеком, отрицающим милость Аллаха, а за это придется держать ответ в Судный день.

Является неадабом по отношению к Создателю считать незначительной какую-либо милость, данную Им: мы должны измерять ее не тем, что нам дано, а тем, Кто дал. Также является неадабом к Аллаху видеть совершенный нами грех незначительно малым, даже если он на самом деле мал. Надо смотреть не на размер греха, а на то, перед Кем он совершен, и подумать над тем, Чью волю ты не исполнил.

Является неадабом к Всевышнему ругать холод зимой, жару - летом; говорить, что выпало слишком много снега, дождя, или, наоборот, что нет дождя. Но просить обо всем этом у Создателя через дуа, совершение намаза-сунны, напротив, является похвальным и даже желательным.

Стыд перед Всевышним тоже является адабом. Человек обычно испытывает стыд за свои неблаговидные поступки перед правителями, вышестоящими людьми; не желает показывать свои плохие качества тем, кто рядом. Какую же неловкость мы должны испытывать перед Создавшим всех: и правителей, и царей, и простых смертных; перед Имеющим все в ведении и подчинении и Беспредельным в милости и гневе Своем, Возвышенным более, чем кто-либо - Всемогущим Аллахом.

В хадисе, переданном Тирмизи, сказано: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "Вы истинно стыдитесь Аллаха". Асхабы спросили у него: "О Пророк Аллаха, мы стыдимся Аллаха, хвала Ему". Он ответил: "Нет, я не говорю о том стыде, какой есть в ваших сердцах. Я говорю о настоящем стыде, когда и голова, и все, что есть в ней (глаза, уши, уста, язык, мысли) оберегаются от запретного; а также живот и все, что он вбирает в себя (от употребления харама и излишней еды); напоминание себе о смерти, о том, что тела наши будут гнить в земле. Тот, кто возлюбил Ахират (Вечную жизнь) отворачивается от мирской красоты, выбирает Вечное над мирским. Вот истинная стыдливость перед Всевышним".

Следовательно, мы должны стремиться избегать всего, что нам запретил Аллах и жить по тем законам, которые Он сделал для нас обязательными. Такой стыд, когда, например, кого-то просят громко прокричать азан (призыв к молитве), а он отказывается, ссылаясь на то, что стесняется, не одобряется Шариатом. Но если человек без необходимости, даже будучи один в помещении, находится без одежды, не испытывая стыда, - это является неадабом.

Некоторые аулия стесняются даже поднимать голову или сидеть с вытянутыми ногами, зная, что они всегда находятся перед Всевышним.

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел однажды купающегося человека. Он сказал ему: "Аллах милостивый. Скрывающий недостатки - скромен; когда кто-либо из вас купается, купайтесь в отдаленных от людей местах".

Распускать свои мысли так, что они будут полны недозволенным, тоже бесстыдство, ведь Творец всезнающ, и ничто не скрыто от Него. Но если плохие мысли приходят в голову независимо от нас, и мы не согласны с ними, то это не причинит нам вреда.

Если человек, находясь в людных местах, совершает намазы или любое другое служение Аллаху основательно, а будучи один - спустя рукава, то это будет неадабом к Всевышнему. Называется это - рияъ (показуха, лицемерие). Один из хадисов гласит, что рияъ, является маленьким ширком.

Когда вы даете слово исполнить что-либо, является адабом к Создателю обязательно сказать при этом "инша Аллах", т.е. "если будет угодно Аллаху".

В Коране сказано: "Ты не говори ни по какому поводу, что ты завтра что-либо сделаешь, не добавив, "если не будет на то воли Аллаха"".

Является неадабом к Создателю и страх перед тем, что сам или близкие люди могут оказаться в нищете, голодными, испытывающими жажду; стремление к поиску материальных благ, не разбирая при этом - халял это или харам, не совершая вовремя молитву, не соблюдая пост. Блага можно искать, но только через дозволенные Шариатом пути так, чтобы это не мешало исполнению обязательных канонов Ислама.

"Кто бы ни был из страха перед Гневом Всевышнего следующий Его воле и не совершающий запретного, тому Аллах откроет врата милости, и пошлет ему блага, о которых тот даже не предполагал" (сура "Атталак", аят 3).

В священном хадисе сказано: "Ангел Джабраил внушил мне такую мысль: "Никто из людей не умрет, пока не получит сполна те блага, которые предназначены ему Всевышним, поэтому ищите блага красиво. Бойтесь Создателя вашего" (передано Ибн Аби Дунья и Хакимом).

Является неадабом к Всевышнему, когда человек, приступая к какому-либо делу, рассчитывает лишь на свои силы и способности. Конечно, надо использовать возможности и способности, которые дал нам Всевышний, но уповать при этом и надеяться можно только на Него.

В Священном Коране сказано: "Тому, кто уповает только на Всевышнего Аллаха, во всем всегда оказывает помощь Сам Аллах" (сура "Атталак", аят 3).

Является неадабом к Аллаху, если кто-то служит Ему, пусть даже очень много, и думает при этом, что это его личная заслуга. Что бы хорошего мы ни делали, мы делаем это с благословения Всевышнего. Если мы забудем об этом, то возгордимся, думая, что мы очень хорошие люди, и тогда попадем в заблуждение, как попал шайтан. Да убережет нас Всевышний от этого!

Является неадабом к Аллаху страх перед людьми, надежда на них. Надеяться можно только на Всевышнего.

Священный хадис гласит: "Если вся умма соберется для того, чтобы принести тебе пользу, они не смогут сделать это без воли Аллаха, если вся умма соберется для того, чтобы причинить тебе вред, она не сделает этого без воли Аллаха" (передал Ат-Тирмизи).

Также является неадабом к Аллаху недовольство тем, что Он ниспослал, проявление нетерпения в горе.

В хадисе-кудси передано: "Всевышний говорит: "Человек, недовольный тем, что Я ниспослал ему, не проявляющий терпения в горе, пусть уйдет с земли Моей, и из под небес Моих, пусть он ищет себе другого Господина".

Является неадабом к Аллаху и то, что некоторые люди подобострастны перед мирскими людьми и миром вообще. Эти люди будут унижены Всевышним, потому что, преклоняясь перед мирским, они возвышают то, что унижено Создателем.

Некоторые невежественные люди как бы подшучивают над Всевышним и смешат такими шутками окружающих. Адабом к Аллаху является - не слушать таких людей и останавливать их речи. К сожалению, даже мусульмане иногда ведут себя подобным образом. Шутки с именем Аллаха недостойны верующих людей. Если в результате шуток человек вызовет гнев Всевышнего, то ничто не остановит этот гнев. Пусть Всевышний убережет нас от недостойных поступков!

Также адабом к Всевышнего является правильное произношение Его имени "Аллах". Не следует в подражание незнающим произносить его неточно. Надо оговорить, что последняя буква этого имени Всевышнего читается не как русское "х", а как украинское "г", или английское "h". Лучше всего, произнося имя Аллаха, говорить "Аллах Та'аля" или "Аллах азза ва жалла", или "Аллах субхан ва та'аля".

Высокомерие и надменность - черты тех, кто проявляет неадаб к Всевышнему.

Аллах говорит: "Гордость и высокомерие - это присущее Мне, и если кто-то на это посягает, то он - бросающий вызов Мне, и такого человека Я сломаю пополам" (достоверный хадис-кудси, переданный Хакимом).

Упоминание имен Создателя в таких грязных местах, как туалет, баня и т.п. или занесение предметов с именем Аллаха в эти места, а также, если выкинуть что-либо с именем Всевышнего, или с чем-либо из Корана и хадисов является проявлением неадаба к Нему.

Адабом к Всевышнему Аллаху является убежденность в том, что Он слышит нас и отвечает нам, когда мы обращаемся к Нему через дуа, восхваляем, просим Его о чем-либо; думать, что это очень большая просьба, когда мы просим о благах Ахирата. Ведь для Всевышнего нет ничего недосягаемого. Но при этом будет неадабом просить о чем-либо сверхъестественном, например, чтобы камень заговорил.

Адабом к Аллаху является любовь к Нему, любовь к Его слову, Его ангелам, пророкам, аулия. Причинение какого-либо вреда пророкам и аулия вызывает гнев Всевышнего.

В священном хадисе-кудси сказано: "Всевышний говорит: "Кто бы ни был, если он совершит зло по отношению к Моим аулия, Я объявляю этому человеку войну".

Те, кому Аллах объявил войну, самые несчастные люди на земле.

Адабом к Аллаху является и проявление жалости к Его созданиям. Священный хадис гласит: "Вы жалейте тех, кто на земле, и вас пожалеют те, кто на небе".

Приносить пользу тем, кто на земле - это тоже один из адабов к Всевышнему.

Говорится в хадисе: "Люди - это среда Аллаха и лучшие среди них те, кто приносит больше пользы".

Из адабов к Создателю и проповедование любви к Нему, рассказы о Его милости, о Его величии, о Его благах. Постоянный призыв к людям вступать на путь Аллаха - адаб к нашему Творцу.

В Святом Коране есть аят с таким смыслом: "Самый красивый в речах своих человек - это тот, кто призывает людей на путь Аллаха" (сура "Фуссилат", аят 33).

Очищение своего сердца от зла и укрепление в нем любви к Аллаху есть адаб к Нему.

В священном хадисе сказано: "Всевышний говорит: "Я рядом с мыслями Моего раба".

Всегда упоминать Аллаха - тоже из адабов к Нему.

Священный хадис-кудси гласит: "Всевышний сказал: "Я всегда с рабом своим, когда его губы шевелятся для того, чтобы упомянуть Меня".

Адабы к Всевышнему - покорность Ему, признание того, что, сколько бы ни служили Ему, мы не можем истинно отдать Ему даже часть от той дани, которую Он заслуживает; убежденность в том, что знания об истинном Величии Творца принадлежат только Ему Самому, что достойного Его восхваления мы не знаем, а знает только Он.

Даже Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда говорил: "О мой Господин, Ты Чист, я не могу воздать Тебе хвалу так, как истинно Ты ее заслуживаешь. Ты такой, каким Ты только Сам можешь восхвалить Себя".

Из адабов к Всевышнему и упование на милость Его и вера в то, что Аллах не может желать плохого Своим творениям. Какие бы большие грехи ни были в прошлом у человека, он должен надеяться на милость и прощение Аллаха. Мы всегда должны находиться между страхом и надеждой.

В Святом Коране есть аят со смыслом: "Только неверующие отворачиваются от Милости Аллаха, и только сумасшедшие верят во зло от Всевышнего".

Какое бы незначительное дело ни планировалось совершить, адабом ко Всевышнему будет просить у Него помощи во всем.

В хадисе сказано: "Если даже завязываешь шнурки на обуви, проси Аллаха о помощи".

Совершенный в служении Всевышнему раб всегда и во всем видит себя нуждающимся в Создателе.

Также из адабов к Аллаху - делать истихара, когда сомневаешься, совершить или нет какое-либо дело. Говорят, читающий истихара не останется с пустыми руками.

Человек, постоянный в совершении какого-либо греха, проявляет неадаб к Всевышнему. Ведь необходимо раскаиваться и просить прощения у Аллаха за каждый свой грех, даже если ты совершил 70 грехов за сутки.

Священный хадис гласит: "Покаявшийся в грехе похож на того, кто не совершал этого греха" (передал Ибн Мажи).

Человек может совершить грех по незнанию, но если он не кается в этом грехе, значит - не чтит Всевышнего.

Любовь к Корану - адаб к Аллаху, также как и многократное чтение его, почтение к этой священной Книге. Если даже в тысячный раз слышишь одно и тоже, нужно слушать так, словно слышишь впервые - с трепетом. Следует, по возможности, жить так, как велит Коран, размышлять о тайнах святых страниц; вставать с почтением, когда берешь Коран в руки, целовать его, не ставить ничего над ним, изучить правильное его чтение и обучать этому других; не дотрагиваться до него без полного и малого омовения.

Из адабов также - всегда чувствовать себя перед Аллахом. Знать, что хотя ты не видишь Его, Он всегда рядом.

Сказано в Коране: "Всевышний с вами, где бы вы ни были".

Один из самых значительных адабов - постоянно думать о Всевышнем; что бы ты ни делал - все связывать с Ним; в сердце и мыслях оставлять место только для Него. Такому образу существования способствует знание всех вышеперечисленных адабов и знание суфизма - пути Истины, Познания и Любви к Всевышнему!

Комментариев нет:

Отправить комментарий