четверг, 20 августа 2009 г.

про каноны

Канон - способ исполнения, при котором голоса вступают последовательно с одной и той же мелодией. В результате даже самая простая песня, много раз наложенная сама на себя, становится очень сложной и звучит красиво и необычно.

Слово "канон", имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке. Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком (например, "Sumer Is Icumen In" - "Летний канон"); каноны в большом количестве писали в Италии в XIV веке, используя для них термин caccia, а также использовали их во французских шансонах. В эпоху Франко-фламандской школы (1430-1550) форма канона развилась дальше, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как "Музыкальное приношение" И. С. Баха). В XX веке Шёнберг возродил интерес к канону, используя двенадцатитоновую технику.

До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.

Типы канонов

Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами основного голоса и дополнительных голосов, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов и темпа основного голоса дополнительными голосами.

Простой канон

В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона - Frère Jacques (Братец Яков).

Интервальный канон

Если дополнительный голос начинается не с той же ноты, что и основной, то канон называется интервальным. При этом мелодия дополнительного голоса уже не обязана точно совпадать с основным: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным, если нет, то диатоническим.

Контрапунктные производные

Дополнительный голос может не совпадать с основным, а быть её контрапунктной производной.

Обращение

В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным.

Возвратное движение

В дополнительных мелодиях может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный канон

В мензуральном, или пропорциональном, каноне дополнительная мелоия является растянутой или сжатой во времени основной мелодии (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия дополнительного голоса может играться вдвое медленнее основного (канон per augmentationem) или вдвое быстрее (канон per diminutionem). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения, в особенности в конце XV - начале XVI веков; Окегем написал целую мессу (Missa Prolationum), каждая часть которой является мензуральным каноном.

Бесконечный канон

Бесконечным (canon perpetuus) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности, в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos) - в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

Двойной и тройной каноны

Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометками, позволяющими однозначно восстановить весь канон - такая запись называется закрытой. Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления дополнительных голосов, то канон называется загадочным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий